*** Джатака-Бхаранам - классический трактат Джйотиша Ведической астрологии - ДхундхиРадж пандит Jataka-bharanam ***
📗 ‘Джатака-Бхаранам’ – классический трактат Джйотиша [«Ведической астрологии»]
2018-05-05
*** Бхавы – "астрологические дома" — Сферы жизни человека ***
Новый интернет-курсБхавы; Грахи в Бхавах [w103], Тантра-Джйотиш ‘Школа Ведаврата
2018-05-05
*** книга Статьи и лекции по Джйотиш Ведическая астрология — Санджай Ратх ***

Хора-Чакра

Значение слова ’Хора’

Существуют различные значения слова ‘Хора’. Оно упоминается в древнейших разделах Ведической литературы1 , предшествующей любой другой литературе всех цивилизаций мира. Поскольку понимание термина ‘Хора’ даёт важнейший ключ ко всей науке Джйотиша, нужно охватить как можно больше его значений и, также, показать их использование в Джйотише.

Хора: предсказание

Кальяна-Варма, Саравали 2.1: «Создатель записал судьбы всех существ на их лбах подобно строкам посланий. Безупречное виденье (“веданье”) знающих астро-логов расшифровывает их, позволяя делать предсказания .»

Значения слова ‘Хора’ были даны Кальяна-Вармой в его монументальном классическом труде Саравали . Первое значение указано как «способность астролога предсказывать» или читать судьбу любого рождённого.

Упоминание слова виденьеглаза ») указывает на то , что: 1) Джйотиш – это одна из Веданг, в частности – это «глаза Вед», и 2) способность видеть (физическое зрение) даётся Сурьей [Солнцем] как единствен-ным изначальным источником света, достаточно ярким, позволяющим видеть.

Хора: половина суток

адьянтавареалопадйора сиддхьятьяхоратрам татпратибадддхаччаяа грахабхагаиаччинтьяте йастмат (Кальяна-Варма, Саравали 2.2)

Перевод: «слово ‘Хора’ получено из слова ’ Ахоратра’ (то есть «день» и «ночь»: ‘ ахо’ значит «световой день» или «период солнечного света», а ‘ратра’ – «ночь»), удалением первой (‘а’) и последней (‘тра’) фонем». Это понятие естественно содержит в себе Зодиак и планеты, что обсуждается ниже.

Таким образом, слово ‘Хора’, прежде всего , подразумевает две части Вары (‘Вара’ – это буквально «сутки», то есть 24-часовой период между двумя последовательными восходами Сурьи [Солнца]), другими словами подразумевает дневную и ночную половины суток. Это деление солнечных суток подразумевает геоцентрическое наблюде-ние за Вселенной, что приводит к базовому определения Бха-Чакры (Зодиака). Кроме того, видимое движение Сурьи [Солнца] ( и других планет) тоже подразумевается как причина дневной и ночной половин «суток».

Поскольку определение Вары это – «период от восхода до восхода Солнца», то Сурья [Солнце] есть причина дней (суток) и, следова-тельно, он – повелитель дней (суток). «Сияние Сурьи днём скрывает звёзды, в то время как в темноте ночи все их тайны могут быть открыты» (Парашара, Рик-Веда). Следовательно, Сурья – правитель дневной половины как самый яркий источник света в течение дня. Среди огней ночи, когда видимы накшатры ( звёзды, созвездия), самая яркая – это Чандра [Луна]. Следовательно, Чандра – это и правитель ночи, и правитель накшатр (звёзд).

Хора: результаты кармы

кармапхалалабхахетья чатурау саавариаянтьянйэ (Кальяна-Варма, Саравали 2. 3)

Перевод : «результаты кармы людей2 , основанные на Варна-ашрамах [четырёх сословиях] известны (знающему Хора-шастру, то есть Джйотиш).»

‘Хора’ здесь подразумевает изучение качеств времени, начиная с первичного деления суток на две половины, день и ночь. Время восхода Солнца наиболее благоприятно для Агни-хотры (огненного подноше-ния), и астрология играла значительную роль в определении (и предсказании) времени начала благоприятных действий и церемоний. Такое изучение деления времени и пространства на амши [части] и их воздействие на жизнь, это и есть Джйотиш. 1) Ганита (математика), 2) Гола (сферическая геометрия/астрономия) и 3) Хора-Шастра форми-руют три анги [ветви] Джйотиша, из которых Хора изучает качества времени для предсказаний.

Брихадараньяка-Упанишад, Бхагавад-Гита и другие тексты объясняют теорию реинкарнации (перевоплощения) и процесс перерождения, основанный на карме прошлых воплощений. Эта теория Кармы – философская основа Джйотиша, и в этом смысле Хора-Шастра как Веданга использует эту теорию для описания прошлого существования, объяснения возникновения страданий или удовольствий как результата карм и даже предписывает подходящие средства коррекции.

Хора: половина Зодиака

Дневная и ночная половины

Кальяна-Варма, Саравали, 3:9-10: «Зодиак разделён на две половины по шесть раши каждая. Хора (половина), включающая шесть раши, считая с Симхи (то есть Симха, Канья, Тула, Вришчика, Дхаву и Макара), управляется Сурьей. Хора (половина), считая шесть раши от Карки в обратном направлении (Карка, Митхуна, Вришабха, Меша, Миина и Кумбха) управляется Чандрой. Грахи в половине Сурьи указывают храбрость / энергию; грахи в половине Чандры – сострадание / доброту, хорошее состояние ума и благосостояние.»

Кальяна-Варма подчеркивает деление Зодиака на две Хоры – половины. Согласно ему две Хоры отображены в Зодиаке посредством воображаемой разделительной линии, проходящей через 0° Симхи [Льва] и 0° Кумбхи [Водолея].

Это разделение Зодиака основано на принадлежности знаков планетам. Не считая светил, которым принадлежат знаки Лев (Солнце) и Рак (Луна), оставшиеся пять планет на основе расстояния от Солнца в вопросе владения знаками составляют чёткую последовательность. Так, из шести раши [ знаков] ото Льва до Козерога: Лев принадлежит Сурье [Солнцу]; Буддха [Меркурий], самая близкая планета к Сурье [Солнцу], управляет Девой; Шукре [Венере] принадлежит следующий знак Весы; Мангала [Марс] управляет Скорпионом; Гуру [ Юпитер] – Стрельцом; а Шани [Сатурну], самому далёкому от Сурьи [Солнца], принадлежит Козерог. Точно также, на основе принадлежности раши [знаков], считая в обратном зодиакальном порядке для шести раши от Рака до Водолея: Чандра [Луна] управляет Раком, Буддха [Меркурий] – Близнецами, Шукра [Венера] – Тельцом , Мангала [Марс] – Овном, Гуру [Юпитер] – Рыбами, а Шани [Сатурн] – Водолеем.

Важно обратить внимание на то, что южная половина (относительно Льва до Козерога ) управляется Сурьей [Солнцем], а северная половина (от Рака до Водолея), учитывая обратное направление, – Чандрой [Луной]. За исключением раши, принадлежащих Гуру [Юпитеру] и Шани [Сатурну], раши солнечной хоры сильны днём, а раши лунной хоры сильны ночью. Таким образом, из раши, управляемых Сурьей [Солнцем], четыре раши относительно Льва до Скорпиона сильны в течение дня, а Стрелец и Козерог сильны ночью. Точно так же, четыре знака (обратное направление) от Рака до Овна сильны ночью, за исключением Рыб и Водолея, которые сильные днём.

Солнцестояния и равноденствия

Отправная точка тропического зодиака – это нулевой градус Овна. Тропический зодиак (Чакра) охватывает солнечную систему (Бху-локу и Бхува-локу), где рассматриваются изменения в погоде (в результате преобладания разных Татв). Тропический зодиак использует геоцентрическую модель, основанную на вращении планет вокруг Земли. Изменения в сезонах (в шести временах года) совпадают с изменениями небесной долготы Сурьи [Солнца]. Два равноденствия (когда световой день равен ночи по продолжительности ) выступают поворотными моментами, с которыми продолжительность солнечного светового дня начинает увеличиваться или уменьшаться. 0° Овна – первая такая точка, совпадающая с весенним равноденствием, – и была принята за начало тропического Зодиака.

Аналогично, два видимых Солнцестояния совпадают с 0° Козерога (самая южная точка Сурьи [Солнца]) и 0° Рака (северная точка Сурьи [Солнца]). Линия, проведённая между этими двумя точками (0° Козерога и 0°Рака ), будет делить Зодиак на две Хоры – половины. Раши [знаки] северного пути Сурьи [Солнца] (Козерог , Водолей, Рыбы, Овен, Телец и Близнецы) называют ‘Уттара-Айана’ (то есть знаки северного движения, когда широта Сурьи [Солнца] увеличивается). Раши южного пути Сурьи [Солнца] (Рак, Лев, Дева, Весы , Скорпион и Стрелец) называют ‘Дакшина-Айана’ (то есть южное движение, где широта Сурьи [Солнца] уменьшается). Такое разделение подходит для обозначения смены сезонов года. Древние риши [провидцы] обозначили биологическое воздействие смены времён года на человека, реализовав в сидерическом зодиаке (в Нараяна-Чакре) концепцию шести сезонов, называемых риту.

Применение Хоры (Айаны)

После жизни

Парашара (БПХШ, 8:61 / 2 ): «Питри (родоначальники, предки, ушедшие, старшие) – это божества лунной Хоры; Дэвы (боги) – это божества хоры Сурьи.»

Это представление – то что, Хора (Айана, то есть половина зодиака) управляется предками и богами соответственно – также поддержано в Маха-Нараяна-Упанишаде.

МахаНараяна-Упанишад, 80-1: Перевод: «Тот человек, кто постигнет Саньясу и умрёт во время движения Сурьи [Солнца] на север, достигнет состояния, подобного богу Индре и другим богам, и станет родственным Сурье [ Солнцу] (получит дружеские отношения с Сурьей [Солнцем]). А если человек умрёт в течение периода, когда Сурья [Солнце] перемещается на юг, то он получает величие, подобное предкам и, затем, достигает положения дружеских отношений с Чандрой [Луной]. Брамина, обладающий знанием светил и Хиранья-гарбхи (Творения), достигнет положения Брахмы.»

Это важное знание местонахождения Атмы после смерти может быть более точным, если обладает знанием Гауна-пады3 . Очевидно, что астрологи не должны пытаться предсказывать путь после смерти Д у х Саньяси , обладающего знанием хиранья-гарбхи и так далее, поскольку он полностью находится в руках Бхагавана.

Сезоны в Наста-Джатаке

Мукунда Дайвагнья (Наста-Джатака, гл.2, шл.1-6) в части Амир-Чанд учит методу определения месяца рождения по Джанма-Прашне.

Если Сурья [Солнце] находится в первой Хоре любого знака «в Прашна-Кундали», то рождение произошло в Уттара-Айана (транзите Сурьи [Солнца] от Козерога к Близнецам), а если Сурья [Солнце] находится во второй Хоре любого знака, то рождение было в Дакшина-Айана (транзите Сурьи [Солнца] от Рака к Стрельцу).

Риту [сезон] рождения находят по самой сильной планете в Лагне или правителю Лагны (Сурья [Солнце] даёт результаты Мангалы [Марса], то есть Сурья указывает на Гришма-риту, то есть на лето).

На основании различия между Айаной и Риту, правители Риту взаимозаменяемы: Чандра [Луна] и Шукра [Венера]; Буддха [Меркурий] и Мангала [Марс]; Гуру [Юпитер] и Шани [Сатурн].

4) Первая часть восходящей Дрекканы указывает первый месяц найденного Риту, вторая часть указывает второй месяц Риту.

Хора: Половина знака (час)

хорачастра сайджиа лагнасйа татхардхарачечча (БПХШ, 7:5)
Перевод: «Знание Хора-Шастры [предсказательной астрологии] говорит о разделении раши на две Хоры (половины).»

Первое указание то, что Лагна делит карту рождения на две половины, основано на Друсйа-бхавах [видимых домах] и Адрусйа-бхавах [невидимых домах]. Воображаемая линия, проходящая через Лагну, разделяет карту рождения на две половины, называемые ‘Хора’. Первая из них – видимая половина : от вершины 7й бхавы до Лагны через 10ю бхаву. Вторая – невидимая половина : от Лагны до вершины 7й бхавы через 4ю бхаву. Видимая часть – это левая сторона тела, невидимая часть – это правая сторона тела. Это разделение используется вместе с делением на Дрекканы для идентификации частей тела (органов) в каждой половине.

Второе указание – это разделение раши [знаков] на две половины, называемых также ‘Хора’. Хора занимает 15° от начала раши до его середины или от середины раши до его конца. Поскольку есть 12 раши с двумя Хорами в каждом, то общее количество Хор в зодиаке равно 24. Таким образом, каждая Хора эквивалентна по времени одному часу (24 часа / 24 хоры = 1 час / 1 хора). Очень часто понятие ‘Хора’ путают с часом. Час – это лишь единица измерения времени, тогда как Хора – это и мера времени, и мера пространства, что сказано Парашарой, и как это процитировано ниже.

БПХШ, 7:6: «Половина Раши (меры пространства в 15°) – это Хора (то есть две хоры в каждом Раши); таким образом, в Зодиаке – 24 Хоры.»

Хора: управление времени

Шани [Сатурн] – Бог Времени

Шани [Сатурн] – персонификация времени дважды, как разрушитель – Яма, и как четвёртое измерение Творения, то есть как время – Кала. Как Яма, он – Дхарма-Раджа, тот , кто образцово следует законам Дхармы, представленным Сурьей (и Рави, и отцом). Как Маха-Кала, он полностью отвергает Дхарму и отказывается следовать за Сурьей (находясь дальше всех от Сурьи).

Таким образом, время имеет двойственную концепцию:

1. Яма : следует за Сурьей и определяет время, сверяемое с восходами, закатами и другими астрономическими явлениями. Сказано, что Вара [сутки] начинается с восходом Сурьи [Солнца], а его продолжительность – от одного восхода Сурьи [Солнца] до другого. Продолжительность светового дня – от восхода Сурьи [Солнца] до заката, продолжительность ночи (тёмного времени суток) – от заката до восхода Сурьи [Солнца]5 . «При этом продолжительность дневных и ночных Хор разная, и равна 1 / 12 дня и ночи.»

2. Маха-Кала : не следует за Сурьей и определяет время произвольно, от любой кажущейся рациональной отправной точки, но, не руковод-ствуясь движением Сурьи (как мерилом истинности). Здесь сутки определены как линейная мера времени, равная времени между периодическими событиями, например, между восходами Сурьи [Солнца]. То есть 24 часа – это сутки, продолжительность которых та же, что у Йамы, поскольку он является частью Йамы; но, поскольку у него нет тела, то он не обусловлен планетами, имеющими тела. Здесь продолжительности дня и ночи равны – по 12 часов. Причём время восхода Сурьи [Солнца] усреднённо считается равным 6:00.

Определение Хоры как часа

Имея два определения времени, можно дать два определения Хоры. Одно основано на Сурья [Солнце], а другое следует из простой линейной концепции времени.

Яма-хора

Поскольку в течение суток есть 24 хоры, то и продолжительность светового дня делится на 12 равных частей, и продолжительность ночи тоже делится на 12 равных частей. Каждая такая часть – это ‘ Хора’, которая управляется грахой [планетой]. Порядок грах основан на их средней скорости. Время восхода Сурьи [Солнца] – это момент видимости верхнего края Сурьи [Солнца] (так писал Вараха-Михира).

Другой метод расчёта состоит в том, чтобы считать длительность каждой Хоры равной одному часу, начиная Хоры с момента восхода Сурьи [Солнца].

Первый метод даёт различную длительность дневных и ночных хор, кроме как в дни равноденствия. «Прим. пер.»

Порядок планет основан на их средней скорости по возрастанию – от самой медленной к самой быстрой, начиная с Шани [Сатурна], самого медленного: Шани [Сатурн], Гуру [Юпитер], Мангала [Марс], Сурья [Солнце], Шукра [Венера], Буддха [Меркурий] и Чандра [Луна]. Первой Хорой воскресенья управляет Сурья [Солнце] (философия Ямы – идти вслепую за Сурьей [Солнцем]/Дхармой).

Этот порядок, также называемый «стандартный порядок планет» в Джйотише, показывает действительное значение понятия ‘Хора-Шастра’.

Кала-Хора

Все периоды (дневные и ночные) равные по продолжительности, но существуют два метода расчёта Хор: 1) используя стандартное «поясное» время, 2) используя местное среднее время «LMT».

В примере Махатмы Ганди местное время рождения = 7: 20′ LMT. Считаем условно, что восход Сурьи [Солнца] был в 6:00; от восхода до рождения = 1 час 20 мин; значит, рождение было во второй Хоре воскресенья, управляемой Шукрой [Венерой].

Использование Хоры: Каракатва

Ваидьянатха Дикшита (Дж-П, 9:127) говорит, что рождение в Кала-Хоре конкретной планеты показывает результаты, проявляющиеся в течение даши или антардаши или иной даши планеты.

Сурья: приносит боль и усталость;
Чандра [Луна]: процветание;
Мангала [Марс]: горе и болезнь;
Буддха [Меркурий]: изучение и богатство;
Гуру [Юпитер]: обладание всех видов благословений;
Шукра [Венера]: супружеское счастье;
Шани [Сатурн]: потеря собственности.

Эти результаты основаны на Найсаргика -каракатвах [естественных значениях] планеты. Результаты проявятся в некоторой степени в зависимости от других факторов, влияющих на связанные дома.

Использование Хоры: правление планет

Лучшее время, чтобы начать деятельность , связанную с любым домом, – это Хора [час] или Вара [день недели], управляемый хозяином этого дома.

Например, человек рождён с Лагной Меша [Овен] и хочет выбрать лучший день и время, чтобы посетить астролога. Это действие связано с жизнью, а здесь Лагной управляет Мангала [Марс]. Следовательно, лучшим днём для этого будет вторник, а лучшая хора в любой день – Хора Мангалы [Марса].

Другой пример: Человек с Лагной во Льве хочет в лучший день и время приступить к работе. Этот вопрос относится к 10му дому, в котором Телец; его правитель – это Шукра [Венера]. Поэтому лучший день начала работы – это пятница, а лучшая Хора в любой день – Хора, управляемая Шукрой [Венерой].

С другой стороны, применяя этот принцип к анализу карты рождения, можно сказать, что дома, которые будут проявлены в жизни человека, или деятельность , которая будет процветать, обозначены в карте знаками, хозяева которых – это две планеты-правители Хоры [часа] и Вары [дня недели] рождения.

Хора: управление пространством

Хора: 15º раши

Как отмечено в 1.5., Хора – это мера и времени, и пространства. Проанализировав управление временем, рассмотрим управление пространством.

(БПХШ, 7:5½: «Хорами первой половины (0º -15º) нечётных раши и второй половины (15º – 30º) чётных раши управляет Сурья [Солнце], а Хорами второй половины (15º – 30º) нечётных раши и первой половины (0º -15º) чётных управляет Чандра [Луна].»

Управление Сурьи [Солнца] и Чандры [Луны] над Хорами формирует Хора-Варгу , обычно называемую Парашара-Хора -Чакра, где все планеты в первой половине нечётных знаков и второй чётных, управляемых Сурьей [Солнцем], помещаются во Льва. Точно так же все планеты из второй половины нечётных и первой половины чётных знаков, управляемых Чандрой [Луной], помещаются в Рака.

Как видно, управление периодами времени чётко определено и соответствует планетам от Сурьи [Солнца] до Шани [Сатурна]. Они же управляют днями недели, и они же – семь Стхира-карак [постоянных сигнификаторов]. Очевидно, что в любой схеме , где используются только Стхира-караки, те же самые факторы (дни недели, хоры и так далее) должны оказывать глубокое влияние на тело, потому что Стхира-караки управляют телом и его существованием. Поскольку конституция тела анализируется по Лагне и связаных с нею планетам, то Хоры, которые являются «дважды зодиаком», связаны с вопросами 2й бхавы [дома].

Это подтверждено Парашарой (БПХШ, 8:1½): «Всё знание о теле получают по Лагне (Раши-Варге, то есть D-1), тогда как Хора показывает всё знание Сампада и тому подобного.»

Сампад’ – форма «дающего»; ‘прада ’ – «вознаграждение удачей»; ‘сампад ’ – это успех, реализация, выполнение, совершенство, достижение, приобретение, владение, наслаждение, преимущество, благословение, польза, слава, красота, великолепие, избыток, удача, процветание, богатство (воплощение Лакшми); адикам охватывает все вопросы, управляемые 2й бхавой [домом].

Очевидно, что Хора соответствует 2му дому, который символизирует поддержание, обеспечение пищей, богатством и всеми дру-гими средствами для жизни. 2я бхава управляет разными значениями и для их надлежащего анализа необходима дифференциация.

2ю бхаву контролирует её правитель как главный руководитель; он выржает «качества» ‘Хари’ согласно Хари-Хара-Брахма-Йоге (Джатака-Париджата VII.162-163). Эта Йога состоит из трёх частей и формируется положением определённых планет. Если правитель 2го дома ( ‘Виттеша’ ) получает Шубха-картари-йогу (то есть благоприятные планеты – во 2м и 12м домах от него), а другая благоприятная планета – от него в 8м доме, то это даёт Хари-Йогу.

Поддержка «в жизни рождённого» определяется по 2му дому, для которого Вседержитель выступает как ‘Ришикеша’. Задача питания «кормления» всех существ делегирована Лакшми6 , которая принимает одну из восьми форм (‘Ашта-Лакшми’) на основании преобладающего планетного влияния на 2й дом.

2й дом показывает потребляемую пищу, и он же показывает Парашара-Хора «то есть Хора-Варгу». Примечательно, что в Парашара-Хоре все грахи занимают знаки двух светил, дающих жизнь – Сурьи [Солнца] и Чандры [Луны], представляющих отца и мать соответственно. Это противопложно Варге Тримшамша (D-30), которая показывает всё зло, и где ни одна из Тримшамш «делений» не принадлежит светилам (ни Сурье [Солнцу], ни Чандре [Луне]). Очевидно, что если всё зло (смерть, смертельные страдания), анализируют по Парашара-Тримшамше, то Парашара-Хора должна показывать возможности поддерживать существование тех же самых «анализируемых» планет. Таким образом, должна быть другая Варга (Чакра), которая показывает богатство, накопления (капиталы), также как другие вопросы 2го дома.

БПХШ, 8:6½: «при расчёте Паривриттидвая-Хоры, (двенадцать) знаков от Овна вперёд считаются дважды, то есть эти знаки имеют место дважды.»

Итак, Варга ‘Парашара-Хора’ изучается для анализа средств к жизни (поддержания жизни и развития) и некоторых других вопросов.

(Visited 1 times, 45 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *