Антон Кузнецов: Духовная практика в Тантра-Джйотише и в Буддизме: «медитация на Дух» и «медитация на смерть».

Антон Кузнецов проводит консультации и семинары: Предназначение, взаимоотношения и все жизненно важные темы.
23/04/2015
Антон Кузнецов: 30 апреля, 1 и 2 мая — лучшее время 2015 года, сделайте важные дела.
30/04/2015

Сравнение практик в Тантра-Джйотише и в Буддизме: «медитация на Дух» и «медитация на смерть»

*** Антон Кузнецов: Сравнение практик в Тантра-Джйотише и в Буддизме -- медитация на Дух и медитация на смерть ***Многие читают книги, в том числе по Буддизму, чтобы найти там «секретные знания», ответы о «смысле жизни» или «духовные практики, дающее Просветление». И находят там много чего, и красивые фразы, и медитацию на смерть…

Я хотел бы в-общем предостеречь всех от чтения книг: и мой Учитель Махариши Махеш Йоги, и Олег Бокачёв, и все настоящие Учителя (даже и я в том числе) – все говорят: в книгах нет знаний, в них есть только информация. Знание меняет жизнь, а информация (в том числе информация в книгах) не влияет на жизнь.

Стоит учится у Учителя и получать знания напрямую от Учителя. А книги читать не только почти нет смысла, но чаще и вредно и даже опасно, потому что создаётся/укрепляется иллюзия знания или иллюзия духовности или иллюзия движения по Пути или у некоторых даже появляется иллюзия Просветления/Освобождения.

Чтобы лучше понять разницы – послушайте запись любой «лекции» (выступления) Махариши Махеша Йоги.

В книгах по Буддизму пишут, что «… в тибетских монастырях есть такая практика, которая называется «Медитация на смерть»». По-первых, нужно понимать, что это — буддистская техника или практика, которая подходит к буддистскому образу жизни. А каким образом жизни мы живём? Эта техника лучше всего подходит буддистам и вряд ли подойдёт другим людям — шиваитам, шактистам, йогинам, иудеям, христианам, вайшнавам, мусульманам и так далее… Если я называю моего Бога не «Будда», а «Род», — то я как я буду принимать буддистские утверждения и советы?..

Разумеется, есть универсальные практики (им обучал Махариши, и я их даю), но большинство их – узко-специализированные и не простые, чтобы человек смог обратить внимание на свои ощущения, свой внутренний опыт…

Об этой буддисткой «Медитации на смерть» в книгах написано так:

«Вы просыпаетесь утром, лежите в постели с закрытыми глазами и говорите себе: «Сегодня я умру. Что самое лучше я могу сделать с оставшимся у меня временем?»…»

На самом деле, такая медитация — это скорее уловка для интеллекта для современных людей, которые не могут разобраться со своей жизнью, и хотят тривиального способа найти ответ на вопрос – что делать вообще в жизни и что делать сегодня. Я обучаю подобным техникам на своих семинарах по Предназначению, по Time-Management и другим… Но здесь суть — это не «смерть», а косвенное указание на необходимость осознать свои Приоритеты жизни (свою Цель жизни), осознать – ради чего я живу вообще и ради чего я проживу сегодняшний день… А заявление в буддистской медитации «мне остался один день» — это хитрость/ухищрение для моего интеллекта, но к реальной смерти (смерти тела, – уходе моего Духа из моего тела) это не имеет отношения… Поэтому странно, что буддистские книги это называют «медитация на смерть»… Вряд ли Будда это имел в виду, когда давал такую ежедневную практику.

И там же говорится, что это будет якобы полезно:

«Вам немедленно придёт в голову парочка мыслей. Например, взять внеочередной выходной и, поскольку сегодня последний день вашей жизни, то сделать что-то, что вы уже давно хотели, что-то особенное или даже опасное…»

Слово «опасное» тут неадекватное, даже уводящее от сути. На самом деле, следует сделать очень важное, сделать самое важное в контексте Цели свой жизни! Или даже точнее так: следует всегда делать самое главное! Именно в этом смысл подобных технологий («медитаций»).
Но для этого нужно знать Цель своей жизни. Какая у Вас Цель жизни? Ради чего (чего-то одного) Вы живёте? Каков «Смысл жизни» для Вас?

Далее книга пишет:

«Какая разница, ведь вы сегодня умрете? Поэтому, полагаю, у вас может появиться желание прыгнуть с парашютом или спеть в караоке, или купить самые дорогие билеты на утренний спектакль».

Ну да, если у кого-то Цель жизни — это получать удовольствия, тогда таки да — вероятно такой мужчина последний свой день используется, чтобы пригнуть с парашютом или спеть в караоке или пойти на спектакль… 🙁 Но разве это – достойная Цель жизни настоящего мужчины ?!
Я бы в последний день или час своей жизни постарался бы сказать своим сыновьям самое главное, самое важное: какова Жизнь, каковы Законы/Принципы жизни, ради чего стоит жить и ради чего не стоит, что им делать и как им жить, как быть настоящими мужчинами. Аналогично, я бы постарался сказать своим дочерям — что самое главное для Жизни девушки/женщины.

Далее:

«Медитацию на смерть нужно делать регулярно и довольно продолжительное время, и тогда наступит ее эффект. Один результат вы обнаружите — вы начнёте направлять свою жизнь.»

Ну тоже же самое просто делать без этой «медитации»… Нужно направлять свою жизнь с самого детства. Сначала это делает мой отец, потом — я сам. Иногда я прошу своего Наставника (Учителя) направить меня.
И вообще — какой смысл жить без направления в жизни? Именно для этого люди каждый день утром первое, что они делают — это обращаются к Высшим Силам, в форме молитвы, медитации, благодарности, обращения, почитания, восхваления или просто внимания! Этому я обучаю на своих семинарах и консультациях как самому важному действию каждый день. Я полагаю, что это важнее и ценнее, чем «медитация на смерть» (как вспомогательная техника подсказывающая — как потратить свою жизнь или свой день на наслаждения/удовольствия)…
Просто в основном люди либо атеисты (и поэтому не хотят «молится»), либо «духовные» / «верующие» но эгоистичные (думают, что «я и без Высших Сил справлюсь»); именно из-за этих двух причин почти никто утром не «медитирует», не «обращается» к Высшим Силам.

Затем книга утверждает:

«Вы уберете из нее вещи, которые вас тянут назад. Это начало новой свободы и физической, и умственной».

Это — не факт. Это вряд ли сработает… Потому что прошлое (прошлый опыт — действия/впечатления, т. н. «прошлая карма«) будет всё равно продолжать тянуть нас назад. Свобода как Освобождение от оков материальной жизни, «объективных ценностей» (Спасение, Мокша) — это, разумеется, достойная Цель жизни человека, но слишком трудно достижимая цель при жизни в социума, то есть при городской жизни; а мы все живём в городах и находимся под сильным влиянием Социальной Системы.
Вы хотите достичь этой Свободы? Точно? Ведь ради неё нужно отказаться не только от материальных ценностей (в том числе денег), но и от удовольствий (от наслаждений и комфорта) и от власти (от управления, достижений)… Такая Свобода точно более важна и ценна для Вас, чем Сила денег, Сила наслаждений, Сила достижений?

Далее буддистская книга пишет:

«Сколько у вас пар обуви? А где лежат те фотографии из давнего отпуска, которые вы больше не разглядываете? В вашем мозгу, когда вы слышите эти вопросы, возникают картинки вашей обуви. Ваше сознание направляется в гардероб и разглядывает, как минимум те туфли, которые вы носите чаще всего. А потом заглядывает в ящик, где лежат фото, и видит несколько пакетов с фотографиями, заглядывает в один из них и быстро припоминает, что это за снимки.»

Да, но ведь это — не самая большая проблема в нашей жизни…​​ Хотя для большинства людей-материалистов понять как минимум это — то уже хорошо, уже лучше. Это для них — хоть что-то.

Далее говорится:

«где-то, на каком-то уровне, у вас есть ментальное хранилище всего, что у вас имеется. Что, в свою очередь, означает, что часть вашего сознания занята этими деталями;»

Да – так, но это частности. Самое главное и мешающее – это то, что при этом моё Сознание не занято Целью моей жизни, не занято моим Предназначением. Либо я не знаю Её/Его, либо не иду к этому.

Затем написано:

«мозг похож на жесткий диск компьютера, его объем ограничен. Вы знаете, что происходит с компьютером, когда его жесткий диск близок к заполнению: программы перестают работать, все происходит медленнее, системы падают. И вы знаете, как приятно пользоваться новым компьютером, с большим объемом памяти на жестком диске — все просто летает. Идея медитации на смерть в том, чтобы из первого состояния перейти во второе.»

Сравнивать Сознание человека с носителем информации — не корректно. Да и мозг к Силе Сознания не имеет прямого отношения.

Цитирую дальше:

«быстрый, грубый способ достичь этого — это начать выкидывать из дома вещи, которые вам не нужны, и которыми вы не пользуетесь. Это может быть до 75% от всех ваших вещей. Каждый раз задавайте себе вопрос, а пользовался ли я этой вещью в последние полгода. Если нет, выбрасывайте ее.»

Да, это не плохо, особенно для материалистов и людей потребления/наслаждений. Но это не самое лучше, что человеку следует делать каждый день (в начале дня) как Практику для Духа (как «Духовную Практику»).

Затем говорится:

«Если вы будете практиковать эту медитациею чуть дольше, то начнете делать с вашим жизненным расписанием то, что вы сделали с вашими вещами. Если бы вам действительно предстояло умереть сегодня вечером, продолжали бы вы сидеть и читать воскресную газету или большую часть журналов, на которые вы подписаны? Продолжали бы вы переключать каналы телевизора, чтобы найти хоть что-то мало-мальски интересное?»

Но то, что «телевизор = зло» и так очевидно. И если человек, понимая это, не следует этому правилу (таки смотрит ТВ), то дело – в состоянии его Сознания (Осознания), и «медитация на смерть» лишь частично может улучшить его ситуацию.
Сможет ли такой человек осознать, что остальные «источники информации» (именно информации, а не знаний!) –– интернет, книги и так далее –– это тоже плохо, и мешают ему жить, то есть мешают идти к Цели жизни?

Далее:

«Захотели бы вы сплетничать о коллегах? А потом примите решение: если я не стал этого делать в последний день своей жизни, то не буду этого делать и в другие. По правде говоря, это ведь и на самом деле может случиться сегодня.»

Ну тогда да — для сплетников «медитация на смерть» будет применима и полезна… 🙂

Цитата дальше:

«В какой-то момент вы начнете пересматривать и всю свою карьеру в целом. Та ли это работа, которую вы хотели бы делать, если бы вам предстояло умереть сегодня? Есть что-то такое, что вы предпочли бы делать, но боитесь попробовать, потому что не уверены, что сможете заработать достаточно денег или потому, что боитесь попробовать что-то совершенно новое; или потому, что вам просто немножко лень двигаться дальше?»

Нет, на самом деле людям больше мешает не Сила Лени, а Сила Страха (отсутствие внутренней уверенности)… и ещё две силы оказывают значительные воздействия: Сила давления социума (влияние Системы), и Страх быть без денег или иметь их меньше/мало («инстинкт выживания» в социуме)…

Затем написано:

«Жизнь очень коротка, и ваша жизнь на работе очень ограничена — это ваши годы максимальной энергии, здоровья и интеллектуальных возможностей. Возможно, стоило бы даже зарабатывать чуть меньше, но зато делать каждый день то, что вы действительно считаете важным.

Вот это уже действительно приоритетно. Но нужно понимать, что когда в этой буддистской книге написано «Жизнь очень коротка», то имеется в виду лишь жизнь тела – материальная, физическая (телесная) жизнь, то есть это воплощение моего Духа в этом конкретном временном теле.

Далее цитата:

«На последнем этапе медитации на смерть, такой способ мышления приводит вас к инстинктивному влечению к таким вещам в человеческой жизни, которые обладают величайшей красотой и высочайшим смыслом.»

Смысл — да, это важно! Но причём тут красота?.. Красота обычно мешает, то есть красота, как любая Женская Сила — удовольствия, комфорт, секс, еда, наслаждения, любовь, жена и так далее — только лишь мешает идти к Цели. Другими словами, красота по тенденциям очень отвлекает от моего Предназначения…

Затем написано:

«Через внутреннюю работу во время медитации вы продвинули ваше мышление вперед, к тому месту, где оно, скорее всего, окажется к концу вашей карьеры и к концу вашей жизни.»

Странно связывать жизнь с карьерой…
И ещё более странно встретить это в книге по Буддизму.

Цитата:

«Вы, возможно, уже заработали довольно много денег, удовлетворили ваши базовые потребности, достигли некоторого комфорта и обеспечили его для вашей семьи.»

Мужчина не должен служить семье.
Да и жить ради комфорта — это странно для Мужчины (настоящего мужчины)…

Далее цитата:

«Хотя ваша физическая энергия и до некоторой степени ваши интеллектуальные способности немного ниже того, какими они были в ваши лучшие времена, однако, у вас есть большой опыт, которое позволяет вам успешно решать практически любые задачи на вашем рабочем месте.Это такая точка состояния сознания, когда успешные бизнесмены в свои более поздние годы, начинают заниматься благотворительностью. И это происходит не потому, что им нечего больше делать. Скорее, эти люди приобрели в течение жизни некоторую мудрость, позволившую им понять единственно важную вещь, которую можно сделать с накопленными деньгами, властью и опытом.»

И какова эта «вещь»?

Затем говорится:

«Такие люди находятся в том месте, о котором мы говорили раньше: они смотрят назад на свою карьеру из точки её завершения и начинают задаваться неизбежным вопросом: «А оно того стоило?»»

Более важный вопрос «Ради чего оно?!»

Цитата:

«Идея состоит в том, чтобы представить себе, где вы можете оказаться через несколько лет, и начать принимать уже сегодня решения, которые позволят вам оглянуться назад с радостью и удовлетворением.»

Ну да… Предлагают «посмотреть вперёд», в своё будущее…
Если там — в моём будущем — моя Цель/Предназначение, то мне всё и так ясно, без такой «медитации на смерть», я и так знаю куда иду.
А если там — впереди во времени — нет моей Цели/Предназначения, то и «медитация ​на смерть» не поможет.

Затем написано:

«Знание того, что вы это можете осуществить, позволит вам сделать не только саму цель, но и весь путь к ней — всю вашу карьеру — безгранично более веселой и интересной.»

То есть цель буддистской «медитации на смерть» — это а) путь карьериста, и б) весёлая карьера при этом? 🙂 Это самое важное, что Вы хотите достичь в жизни?

Следующая цитата:

«Так что начинайте медитировать на смерть прямо сейчас. Предполагаю, что вы придете к такому состоянию ума, которое мы описываем в следующей главе, и которое называется «обмен себя на других».»

Надеюсь там не будет продвигаться «равенство» и «равноправие», ложное понимание «гармонии»?.. 🙂 Или Буддизм тоже утверждает, что якобы «мы все равны» или «мы все равны перед Богом»?..

Далее говорится:

«Вам нужно продвинуться вперёд, чтобы иметь возможность посмотреть назад на свою жизнь и с удовлетворением увидеть, что вы сделали самые важные и значительные вещи, не только в вашей карьере, но и в вашей жизни в целом.»

Да, карьера и жизнь — это не одно и тоже.

Затем написано:

«Компании ничем не отличаются от людей: они рождаются, проживают свою жизнь, а затем замедляются и умирают, просто такова природа вещей.»

Но бывают компании со своим Предназначением / со своей Целью (Высшей Миссией), и люди, не следующие своему Предназначению/Цели… И наоборот.

Дальше:

«Вам нужно прийти к оценке вашего бизнеса из той же самой точки, которую вы использовали для оценки вашей жизни — вы должны дойти до его смерти и взглянуть назад.Все бизнесы умирают. Бизнесмен, который действительно осознает этот факт, даже когда он на вершине своего успеха, находится всё время в гораздо более сильной бизнес-позиции. Такой подход позволяет вам сохранить ясную голову и четкие перспективы.»

И что там — в Перспективе?!

Цитата:

«Даже сам Будда ясно видел конец собственного бизнеса — самого буддизма — и часто говорил о его конце, чтобы сохранять ясность своего сознания и своих последователей.»

А какая у Будды была Цель?

Затем говорится:

«»Алмазная мудрость” включает в себя и такие рассуждения. начинается с вопроса, с которым к Будде обращается бог мудрости в образе монаха: что случится в будущем, в те дни из последних пятисот лет, когда священное учение Будды приблизится к своему разрушению? Каким образом тогда кто-либо сможет верно понять смысл объяснений, данных в древних книгах вроде этой? отвечал: ты никогда не должен задавать вопрос, который ты только что задал.»

Это — коан? Коаны в современном мире мало эффективны.

Далее написано:

«Он имеет здесь в виду, что не должен питать сомнения в том, будет ли хоть кто-то подобный в будущем; и если бы у него никогда не было подобных сомнений, не задал бы и такого вопроса.в будущем когда учение Будды приблизится к своему разрушению, придут бодисаттвы, кто обладает высочайшей нравственностью, кто обладают лучшими качествами, кто обладают мудростью.»

Нравственность? Это будет не коммунистическая нравственность, а буддистская нравственность?.. 🙂
А кто даст мне «Кодекс нравственных правил»?.. И гарантирует, что он применим и, главное, правилен сейчас? И он верен для моей жизни? то есть он подходит/помогает для моей Цели?

Затем в книге говорится:

«Причина, по которой нет противоречия между тем, что говорится в этих разных книгах, заключается в том, что в одних работах это значит то время, когда люди все еще будут приходить к достижениям целей или заниматься практиками.»

Вопрос в том — каковы цели…
И ради чего практики…

Цитата:

«все вещи вызваны нашими ментальными отпечатками и восприятием, навязанным этими отпечатками.»

Не только ментальными… Например телесными «отпечатками» тоже… То есть прочувствованным ощущениями/опытом — прошлыми впечатлениями…
Но тут Буддизм говорит, что это знание даёт якобы только Буддизм. 🙂 Во-первых, оно тут формулирует узко, 🙂 в-вторых, наука Тантра-Джйотиш обучает этому же Принципу, и более систематично и целостно.

Далее говорится:

«А отпечатки, как деревья — их семена укореняются, дают ростки, из которых вырастают и цветут новые деревья, которые неизбежно умирают, когда энергия семени иссякает. Раз мир вокруг нас и мы сами — это результат действия силы ментальных семян, аналогичных семенам в природе, значит, и мы как личности, и наш мир тоже неизбежно должны прийти к концу.»

Но эти «семена» — не только ментальные… Процессы в мироздании в контексте «отпечатков» (ощущений/опыта, впечатлений) гораздо многообразнее…

Затем:

«Даже, если мы сейчас на пике нашей карьеры, даже, если наша компания взрывает рынок, мы должны об этом помнить. Чтобы идти по жизни и вести свой бизнес с самой ясной из всех возможных перспектив, мы должны мысленно перенестись вперед в день нашего ухода на пенсию, в день нашей смерти, в день смерти нашей компании и взглянуть на то, что мы сделали. Стоило ли оно того? Имело ли смысл? Был ли это лучший способ потратить короткую бесценную человеческую жизнь?»

Наконец-то тут сказано главное! Это вопрос — «Имело ли это смысл?».
Но если не имело, то не имеет и не будет… Если не стоило, не стоит и не будет…
И если это — не лучше способ… Тогда что же делать конкретно?! В этом Буддизм может дать технологии: как найти этот Смысл для меня личной — Цель моей индивидуальной жизни?

Далее идёт совет, как-то очень странно увязываемый с буддистской философией:

«И не беспокойтесь, главное, что вы действительно можете это сделать — (1) заработать много денег; (2) оставаться здоровым физически и умственно, чтобы иметь возможность наслаждаться этими деньгами; и (3) использовать эти деньги так, чтобы оглядываясь назад, вы могли этим гордиться. Наилучший способ использовать деньги, он же является и наилучшим способом руководить большой компанией, и заниматься семьей и управлять жизнью.»

Такие задания на жизнь в книге по буддистским практиками –– «(1) заработать много денег; (2) быть здоровым физически и умственно, наслаждаться деньгами; (3) использовать эти деньги» –– это точно из Буддизма? Это точно мировая «Духовная Религия»?.. 🙂 Ведь такие тексты (особенно его завершение) – это типичные установки «тренингов личностного роста» или «курсов Как наслаждаться своей карьерой», приправленных «восточной мудростью» и замаскированный под духовность, Буддизм или медитацию…

// Антон Кузнецов, мастер и учитель Тантра-Джйотиш.
// Хроники Антона Кузнецова, «1000 и 8 записей», № 27

 

(Visited 241 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *