Мера – соотношение истины, шкала отсчёта ценности, критерий существования объекта.

Автор Антон Михайлович Кузнецов
*** Мера – соотношение-истины шкала-отсчёта ценность критерий-существования мерило-объекта Прамана восприятие-познание-знание Патанджали-Йога ***

Мера – это правильное, должное, приемлемое количество или качество { «Чувство меры.»  «Знать меру.»  «Без меры.» }

Мера – это качественное / количественное соотношение истины (правильности, верности, справедливости); प्रमाण (Pramana).

Мера – это философская категория, отражающая единство и взаимосвязь, зависимость качества и количества;
это шкала отсчёта существования (явления, вещи, качества).

    Слово “мера” происходит от праславянского слова *mēr-, от которого в числе прочего произошли слова:
ст.-слав. мѣра (др.-греч. μέτρον),
русск. мера,
укр. мiра, мíрити,
болг. мя́ра,
сербохорв. мjе̏ра,
словенск. mẹ́ra,
чешск. míra,
словацк. miera,
польск. miara,
в.-луж., н.-луж. měra.

Слово пришло из пра-индоевропейского («санскритского») корня *– «мерить»,
аналогично пра-индийским словам mā́ti/mímāti «мерит», mā́tram/mā́trā/mā́nam «мера»
др.-чешск. měn «мера»,
лат. mētior «мерю»,
греч. μῆτις «совет, разум»,
готск. mēlа «мера»,
алб. mat, mаs «мерю», mаtё, mаsё «мера»,
др.-в.-нем. mеʒʒаn — mâʒа «мера».

Міра – це філософська категорія, яка відображає єдність та взаємозв’язок та залежність якості і кількості. 
Міра – це конкретна шкала/точка існування речі чи якості.

Мера – это философская категория, означающая единство качественной и количественной определённости предмета или явления, которая обобщает способы и результаты измерения / познания объектов — предметов, явлений, качеств.

В античной мифологии символ меры – это Немезида — Богиня справедливости и Космического порядка
(«И меру нам и вес / Она даёт и числа образует»).

Понятие меры у древних греков имело и этическое значение: «меру соблюдёшь — будешь приятен».

Мера – это умеренность в поступках: «Мера наилучшее»; «Ничего не должно быть сверх меры»; «Знай меру»; «Блюди меру».

Мера также имела и космическое и онтологическое значения, характеризовала способ Бытия Первоначала (Абсолюта):  «Космос мерно возгорается и мерно угасает», «… не преступит положенных мер, а не то его разыщут Союзницы Истины».

Первоначало как Бог-Творец, создавший Мироздание, даёт «меру всему: зиме и лету, ночи и дню, дождям и ветрам».

Пифагорейцы стремились выразить меру с помощью пропорций; в частности, справедливость они выражали “квадратным” числом 9 — «Нумерологический квадрат».

Платон говорил о мере как составной части Высшего Блага: “Благо – это единство трёх идей — истины (правды), соразмерности (меры) и красоты (гармонии)”.

Аристотель: «знание измеряется тем, что познаётся» (познанием объектов); мера важна и в добродетелях, как середина между двумя крайностями — пороками (мужество – между безрассудством и трусостью, скромность – между бесстыдством и застенчивостью и так далее); мере избегает крайностей излишества и недостаточности (симметрия, умеренность, середина, этос, справедливость).

Гегель: «Мера есть качественно определённое количество…», «Кажущееся невинным изменение количества представляет собой как бы хитрость, посредством которой ловится качественное». Выход количественных изменений за предел качественной определённости – “нарушение меры”, в результате которого устанавливается новая мера как единство нового качества и соответствующего ему количества. Это процесс «попеременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество», это «образ узловой линии», узлы которой изображают качественные переходы.

*** Прамана — мера восприятия-познания-знания | Патанджали-Йога Pramana प्रमाण ***

(Всего: 152, сегодня 1)