эго = ego = i — “«простое» индивидуальное я”.
‘эго’ – этимология слова
1.1. эго — ego (n.) — латинское слово, которое переводится как “я”;
родственное древнеанглийскому ‘ih’ / ‘ic’ (‘iċ’), среднеангийскому ‘ik’ (‘ich’), современному английскому ‘I’; немецкому и германскому ‘ich’.
С 1707 года помимо значения латинского аналога местоимения «я» получило метафизическое и психологическое значение: «я человека, которое действует», «я, которое отличает себя от других», «индивидуальное я человека».
1.2. ἐγώ —egṓ — древнегреческое слово “я”, местоимение первого лица.
Произношение: eɡɔ̌ː → eɣo.
Альтернативные формы: ἐγών (egṓn); ἰώ (iṓ), ἱών (iṓn); ἔγω (égō).
1.3. Этимология латинского слова ‘ego’ (эго) и греческого слова ‘ἐγώ’ (эго) идёт от прото-индоевропейского слова *éǵh.
Древнее индо-европейское слово egh / eg – это личное местоимение первого лица единственного числа: “я”, “мне”, “меня”, “мой”.
Прото-индоевропейский корень – ‘éǵh₂‘.
Он на Санскрите соответствует слову aham (“я”).
Три формы могут быть реконструированы (для именительного единственного числа):
* éǵ (хеттское ūg, старо-литовское eš, украинское и белорусское ja / я, авестийское azə);
* eǵHóm (санскритское ahám,авестийское azə̄m, старо-болгарское azъ/азъ, гомеровское греческое ἐγών / egṓn);
* eǵóH (латинское egō, греческое ἐγώ / egṓ, венецианское ego).
Первоначальное форма этого слова egh преобразовалось в ‘éǵ’ / ‘ego‘ (греческий, латынь и др.) и в ‘aham‘ (Санскрит, индо-иранские языки).
Форма éǵ одна из самых архаичная, а формы eǵHó и eǵóh более поздние или диалектные варианты.
Форма éḱ сохранилась в Прибалтике, также есть древне-балтийские и древне-прусские варианты ‘as’ / ‘es’, хеттский вариант ‘ug’.
Местоимение *éǵ / *éǵh / *eǵHó / *eǵóh – означает “Я“, то есть местоимение первого лица.
Склонение (реконструкция Дональда Ринге):
‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ | единственное число | двойное число | множественное число
именительный | *éǵh *eǵHóm, *eǵóh | *wé | *wéy
винительный | *mé *me | *n̥h₃mé *noh | *n̥smé ~ *nos
родительный | *méme *moy | ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ | *nos
дательный | *méǵʰy *moy | ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ ‘ | *nos
Производные слова.
от ‘*hmós’ — древнегреческое: ἐμός (emós).
от ‘*memos’ (от ‘*méme’) / *mewos / *meyos — итальянское: *meos; старо-латинское: meos; латинское: meus.
Слова-потомки.
Старо-албанский: u (udh, uǵ).
Албанский язык: unë.
Старо-армянский: ես (es).
Армянский язык: ես (es).
Анатолийский: *úǵ.
Балто-славянский язык: eź, aź.
Латышский язык: es.
Литовский язык: aš.
Старо-прусский язык: as, es.
Ятвяжский (судовский) язык: es.
Славянский — украинский, белоруский — язык: ja (jaz), я.
Старо-болгарский язык: azъ (аз, азмъ).
Германский язык: ek, ik, wīz.
Древнегреческий: ἐγώ (egṓ), νώ (nṓ), ἡμεῖς (hēmeîs).
Греческий язык: εγώ (egó).
Индо-иранский язык: aĵʰám.
Итальянский язык: egō, nōs, nosteros.
Фалискский язык: ??? (eqo), ??? (eko), ??? (eco).
Латынь: ego, nōs, noster.
Южно-пиценский язык: ??? (ekú).
Венецианский язык: ??? (эго).
Тохарские языки: näṣ, ukuk; ñaś, ñäś, ñiś.
Что такое эго – дефиниция.
Термин “эго” (‘ego’) с 1700-х годов в метафизике и психологии означает: «то я человека, что идентифицирует себя, отождествляет себя, действует».
Применение понятия “эго” часто подразумевается в контексте термина “эгоизм“.
В 1891 году ‘ego’ означало такой смысл как «самооценка».
С 1894 года слово “эго” стало применяться в контексте «психоаналитического» (фрейдистского) смысла.
В 1969 году распространено понимание “эго” как основы эгоизма.
Хотя ещё в 1879 году описывалось такая дефиниция эгоизма: «эгоизм – это владение без обязательств, ради личного стремления» [Джордж Мередит, «Эгоист», 1879].
Чаще всего даётся такое определение: эго – это личность, которую человек считает своим «я» — то есть с которой себя идентифицирует;
когда говорят, что у кого-то «большое эго», то подразумевают, что такой человек слишком «полон сам себя».
‘
Эго — «простое индивидуальное я» (лат. “ego” = “я”) – это та часть человеческой личности, которая отождествляет себя как «собственное я» и находится в взаимодействии с окружающим миром посредством восприятия и действий. Эго оценивает и реагирует на окружение — социальное, природное и духовное.
Согласно психоаналитической теории Э́го (лат. ego, от др.-греч. εγώ «я») – это часть человеческой личности, которая осознаётся как «я» и находится в контакте с окружающими людьми. Эго осуществляет планирование и действует разными путями.
В психологии Карла Юнга эго – это личное и коллективное осознание психики: «общее осознание о своего тела, своего существования, идеи о прошлом, определенный набор памяти как “комплексом психических факторов”; эго «притягивает» впечатления извне, и когда они входят в связь с эго, то осознаются».
Кроме Фрейда и Юнга понятие эго раскрывали другие психологи. Они рассматривали эго как «источник поведения и центр личности в её человеческом социальном окружении» (Metzger, «Psychologie», 1941). Эго развивает из изначального осознания «внешнего мира» и собственной личности. Оно сопровождается «идентификацией себя»; человек наблюдает свои телесные, душевные и духовные изменения, но в глубине своего эго остаётся одной личностью. К сфере эго относятся тело и всё, что может служить расширению личной сферы (где постоянные устремления): одежда, украшения, имущество и прочее. Ницше: «Эго — это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план».
В философии и эзотерике эго – это проявление отделённости одной личности от других и всего остального мира: есть «я» и есть «не я». На разных уровнях «не я» («чужие») – это различные субъекты. Для личности, всё что не «я», – это «чужое». На уровне группы (семья, род, нация, и т. д.) — из другой семьи, рода, нации и тому подобное.
‘
«Я-концепция» (мнение о «я») – это система представлений человека о самом себе, включающий понимание своих физических, интеллектуальных, природных и иных качеств, а также самооценку, субъективное мнение, влияние на собственную личность внешнего окружения. Личное «я» формируется под влиянием индивидуального опыта. Эго формирует отношения человека с окружающим его миром.
«Я-концепция» – образ «собственного я» и отношение к самому себе, которое включает:
* само-идентификация – когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и так далее;
* эмоциональная личность – самоуважение и тому подобное;
* волевая личность – волевое стремление к достижениям, чтобы повысить самооценку, завоевать уважение других и тому подобное.
Понятие “Я-концепции” возникло в 1950 году в гуманистической психологии (Абрахам Маслоу), которая старалась рассматривать целостное человеческое «я» и его личностного самоопределения в социуме.
‘
‘
Shortlink for this post: https://vedavrat.org/?p=14718