Панча-Танматра как пять элементов восприятия — «то что можно почувствовать».

Автор Антон Михайлович Кузнецов
*** Панча-Танматра — пять объектов восприятия — то что можно почувствовать Звук Прикосновение Форма Вкус Запах вид цвет касание Tanmatra ***

तन्मात्र  tanmAtra (n.) — Санскрит:

«лишь то», тонкий элемент, элементарная стихия;
«самое мелкое/первичное», атом (философская мельчайшая частица);
простейшая сущность, потенциал (потенциальная сущность).

«merely that», a rudimentary / subtle element; «only a trifle», atom [philosophic]; a mere essence; a potential.

~~~

Танматра (санскрит: तन्मात्र tanmätra — «первичное», «то что самое простое», «простейшая сущность», «потенциальное») – элементарный «тонкий» элемент существования мироздания.

С помощью 5 Танматр органы восприятия (чувствования) вступают в контакт с объектами [Чхандас] и несут их впечатления в  Воспринимающий ум [Манас], который получает их и формирует представление восприятия.

Танматры – это потенциальные сущности пяти элементов; это пять элементарных потенциальных качеств Махабхут, которые тонко проявляются в Восприятии [Манасе].

Танматры – это пять потенциалов восприятиясенсорных потенциалов») как пять тонких элементов; это непроявленные аспекты проявленных элементов восприятиячувственного опыта»).

Танматры – это тонкие (нематериальные) элементы восприятия, дающие возможность воспринимать физический (материальный) мир через чувствование.

Панча-Танмантра — это пять нематериальных элементарных «тонких первоэлементов» [Таттв] Бытия, а именно — Звук, Осязаемость (касание/прикосновение, контакт), Форма (образ, «вид+цвет»), Вкус и Запах.

Панча-Танматра:
Танматра (потенциал) Звук  —  Шабда-таттва;
Танматра (потенциал) КасаниеСпарша-таттва;
Танматра (потенциал) Форма  —  Рупа-таттва;
Танматра (потенциал) Вкус   —   Раса-таттва;
Танматра (потенциал) Запах  —  Гандха-таттва.

Панча-Танмантры описаны в Ведической литературе, в частности в трактате «Санкхья-карика».

Существует пять восприятий органов восприятия («чувств») – слух, осязание, зрение, вкус и обоняние;
и есть пять Танматр, которые соответствуют этим пяти органам восприятия [Панча-Индрийа] и соответствующим восприятиям/чувствованиям [Индрийа-Пратьякша].

Танматры закономерно соединятся («комбинируют») в проявленные Первоэлементы [МахаБхуты] — «Землю», «Воду», «Огонь», «Воздух» и «Эфир», которые составляют проявленное Мироздание (Вселенную), воспринимаемое через восприятие.
Таким образом,  Танмантры  — как пять элементарных сущностей — лежат в основе пяти проявленных материальных Стихий [Панча-Махабхут] как физических «грубых» элементов.

Принцип образования Махабхут [Стихий] из Танматр [объектов восприятия]:
• 1) из Танматры Звук (Шабда) образуется — Стихия «Пространство» (Акаша-Махабхута);
• 2) из Танматр Звук (Шабда) и Касание (Спарша) — Стихия «Воздух» (Вайу-Махабхута);
• 3) из Танматр Звук (Шабда), Касание (Спарша) и Форма (Рупа) — Стихия «Огонь» (Агни-Махабхута);
• 4) из Танматр Звук (Шабда), Касание (Спарша), Форма (Рупа) и Вкус (Раса) — Стихия «Вода» (Джала-Махабхута);
• 5) из Танматр Звук (Шабда), Касание (Спарша), Форма (Рупа), Вкус (Раса) и Запаха (Гандха) — Стихия «Земля» (Притхиви-Махабхута).

.«« Танматра как объекты восприятия и принцип образования Махабхут Стихий Первоэлементов »»

    Танматры, будучи тонкими элементами восприятия, являются объектами пяти органов восприятия [Панча-Джнана-Индрия].

Объекты органов восприятия (объекты «чувствования»):
1) запах для «обонятельного» восприятия — нос;
2) вкус для «вкусового» восприятия — язык;
3) форма (размер/цвет) для «зрительного» восприятия — глаза;
4) прикосновение (“сенсорность”) для «телесного» [соматического] восприятия — кожа;
5) звук для «слухового» восприятия — уши.

/// АМК

 

(Всего: 1 198, сегодня 1)