☸ Самскара — осознанное действие, отмечающее важное событие жизни (ритуал / обряд) ☲

Автор Антон Михайлович Кузнецов
*** Шодаша-Самскара-16-шестнадцать-самскар ***

Шодаша-Самскара — шестнадцать Самскар [действий, ритуалов]

16 важных обрядов (ритуалов) на протяжении всей жизни человека — 16 “деяний”

*** Шодаша-Самскара-16-шестнадцать-самскар ***Ведическая традиция соответствует Высшим Принципам — Родовым (Божественным) Законам.  Поэтому её действия (обряды, ритуалы) уделяли много внимания деяниям для Духа (Рода/Бога). Жизнь  должна єволюционировать к Высшей Цели, соответствовать Высшим ценностям.

В Ведической традиции выделялось 16 самых важных осознанных действий (ритуалов) — 16 Самскар. Слово ‘Самскара’ можно перевести с Санскрита как “очищение”, “формирование”, “выполнение”. Эти деяния вводили в соответствие с Высшими Законами — Родовыми Принципами — и вели к высшей цели жизни. 16 Самскар должны сопровождают жизнь человека со времени зачатия до момента смерти. Для всех Самскар важна благоприятная Мухурта – благоприятный момент времени согласно Джйотишу [Ведической астрологии]. Большинство Самскар сопровождаются выполнением определенной Ягьи (Ягъи), чтобы улучшить результаты.

1. Гарбхадхана-Самскара – подготовка “поля к засеиванию” (к зачатию)

Гарбхадхана‘ означает “зачатие”. Качества ребёнка сильно зависят от состояния сознания родителей во время зачатия. Когда будущие родители находятся в нужном осознании и в хорошем физическом состоянии во время зачатия, тогда у будущего ребёнка тоже будет достойное состояние сознание и поведение, а также здоровье и благосостояние. Зачатие должно происходить в подходящий день цикла и в момент времени, который благоприятен согласно Высшим Силам (“расположению планет”). Дети, которые были зачаты в несвоевременный момент, имеют тенденцию создавать проблемы и себе, и другим.

2. Пумсавана-самскара – для продолжения Рода.

Она выполняется приблизительно через 3 месяца после Гарбхадхана-самскары для увеличения вероятности родить сына, который продолжит Род отца, а также для правильного развития ребёнка. Для выполнения этой Самскары нужна подобрать благоприятный момент — “хорошую Мухурту.

3. Симантоннаяна-самскара – для хорошего здоровья ребёнка, для ума и тела.

Она выполняется на 4-й, 5-й или 6-й месяц после Гарбхадхана-самскары при благоприятной Мухурте. Цель этой Самскары – обеспечить беспрепятственную беременность (в том числе уменьшить возможность выкидыша), также закладывает основу долгой жизни и хорошего здоровья пока не рождённого ребёнка.

4. Джатакарма-самскара – для получения поддержки всех Законов Природы.

Она выполняется сразу после рождения или в 11-й день после рождения. Цель этой Самскары состоит в том, чтобы получить поддержку Высших Законов. В этом случае выполняется Ягья (Ягъя) для ВишваНары. ‘Вишва‘ означает “Вселенная”, а ‘Нара‘ означает “человек”. Самскара обеспечит поддержку от всех Высших Законов, которые управляют Вселенной, в течение всей жизни рождённого ребенка.

5. НамаКарана-самскара – “обретение индивидуальности” – церемония наречения именем.

Нама‘ означает “имя”. НамаКарана выполняется на 11-й день (или на 4-м месяце) после дня рождения в момент благоприятной Мухурты. Имя, которым ребёнка зовут другие, в его окружении идентифицирует (то есть определяет индивидуальность) человека и отличает его от других людей. Согласно Ведическому Знанию, имя (название) и суть тесно связаны. Поэтому имя, которое выбирается для ребёнка, должно соответствовать ему, его качествам. Несоответствие между качествами имени и качествами физиологии создает влияния, которое будут препятствовать правильному развитию и эволюции индивидуума. Подходящее, соответствующее имя может быть определено по Джйотиш-карте — карте рождения — ребёнка/человека.

6. Нишкрама-самскара – “первое знакомство с Природой”, соприкосновение с Сурьей [“Силой Солнца”].

Эта Самскара должна выполнятся через 12 дней (или на 4-м месяце) после рождения, когда ребёнка впервые выносят из дома (квартиры) . ‘Нишкраман‘ означает “выход”. Ребёнка нужно внести из дома на Свет Солнца (Сурьи) и подставить Его лучам. В Тантра-Джйотише [Ведической астрологии] Сурья [“Сила Солнца”] представляет все Грахи (Силы Жизни, “планеты”), то Он – представитель всех Высших (Божественных/Родовых) Законов. Сурья [“Сила Солнца”] – источник и причина всей Жизни на Земле. Эта Самскара знакомит ребёнка с Высшим Законом Природы — Законом Сурьи (Законом Бога/Рода), который управляют его всем окружением, всей Жизнью. Соприкосновение с Сурьей [Солнцем] оживляет, пробуждает и поддерживает и все остальные Грахи — Силы Жизни (Законы Природы), которые формируют и физиологию ребёнка, и все мироздание. Выполнение этой Самскары создает благоприятное воздействие в том числе на благосостояние, долголетие и успех благодаря всей поддержки всех Принципов Жизни (Законов Природы).

 7. АннаПрашана-самскара – питание для поддержания жизни.

АннаПрашана-самскара – это первое кормление ребенка “первой пищей” (ведь первые месяцы/годы ребёнок питается только грудным молоком). Это происходит на 6-м месяце после рождения, когда пищеварительная система уже готова переварить иной пищу (овощной отвар или овощное пюре, например).

Согласно Ведическим Наукам и Знания представление питание (пища, ‘Анна‘) – это не только еда (пища для желудка), это – намного более широкое понятие, это все, что человек принимает (поглощает, впитывает, воспринимает), в том числе через органы восприятия. Это выстраивает не только его физиологию (тело), но личность, воспринимающий ум, сознание. Понятие “питания” применимо и к тому, чего человек касается, что слышит, что пробуем на вкус или что чувствует как запах. Первый раз, когда ребёнок питается новой (иной) пищей, должно произойти в благоприятный момент – в “хорошую Мухурту“, чтобы у ребёнка развилась чистота его привычек питания (восприятия) во всех отношениях и чтобы ничего отрицательного он не впитывал, в том числе в свою физиологию.

8. КарнаВедха-самскара – для здоровья и благосостояния.

‘КарнаВедха’ означает “прокол уха”. При этой Самскаре прокалывается ухо ребёнка. На ушах есть очень чувствительные точки физиологии. Эта Самскара помогает получать поддержку Законов Природы и помогает получить силу, здоровье и долголетие. Она выполняется на 6-й, 7-й или 8-й месяц от рождения. Хорошая Мухурта необходима для этой Самскары тоже.

9. ЧудаКарана-самскара – для защиты (“очищение головы”).

Она выполняется в нечётные годы: 3-й, 5-й или 7-й год. Волосы ребёнка, которые выросли ещё в лоне матери, делают его более восприимчивым к неблагоприятным влияниям. Удаление этих волос защищает от таких влияний.

10. АкшарАрамбха-самскара – первый шаг к знанию.

Она выполняется на 3-й или 5-й год от рождения в благоприятную Мухурту. Санскритское слово ‘Акшара‘ означает ‘Кшара «А»’: когда полное значение знания, представленное полным открытым звуком “А”, “коллапсирует” (сворачивается) в точечное значение знания (звук “М”). В этом процессе знание проходит все возможные процессы преобразования. ‘Арамбха‘ означает “начало”. АкшарАрамбха – это начало изучения Полного Знания (Веды). Этот первый шаг состоит в изучении алфавита. ‘Акшара‘ также часто означает “буквы алфавита”. Эта Самскара должна быть совершена в полугодие между зимним и летним солнцестоянием при благоприятной Мухурте. Во время этой Самскары выполняется Ягья (Ягъя) для Ганэши, МахаЛакшми, Сарасвати и Вишну, чтобы принести поддержку и успех в изучении знания: Ганэша устраняет препятствий, Лакшми даёт успех во всей материальной жизни, Сарасвати помогает получать знания, Вишну показывает достойное и верное использования Знания, а также Силы, которая связана с ним.

11. Упанаяма-самскара – Обучение Медитации.

Она подготавливает ученика к получению Ведического учения. ‘Упанаяма‘ означает “подводящий ближе”, “ведущий”, “ведущий к цели”. При этой Самскаре духовный учитель — Гуру — посвящает ученика в Медитацию и начинает вести его к Духу — к состоянию Осознанности, к Чистому Сознанию, Истинному “Я”. Ягья (Ягъя) выполняется, чтобы усилить и ускорить духовное развитие. Кроме того, далее ученик должен изучать 4 основных Веды и другие разделы Ведической литературы под руководством своего Гуру [Учителя]. Эта Самскара совершается во время благоприятной Мухурты на 3-м или 5-м / 6-м или 11-м / 8-м или 12-м году жизни ребёнка.

12. ВедАрамбха-самскара – начало Ведического (традиционного, родового) обучения.

Веда‘ означает “Высшее знание”, “Полное Знание”; ‘Арамбха‘ означает “начало”. Эта Самскара указывает момент, когда ученик приходит в дом своего учителя и начинает изучение Веды и Ведической литературы. Мухурта выбирается согласно той ветви Знаний, которую ученик будет изучать.

13. КэшАнта-самскара – для чистоты жизни.

Кэша‘ означает “волосы”, ‘КэшАнта‘ означает “подстригание волос”. Эта Самскара совершается в возрасте 16 / 22 / 24 лет. При ней выполняется бритьё головы и подстригание ногтей. Волосы и ногти затем выбрасываются в природную воду — в море, реку или естественный водоём. Цель этой Самскары состоит в том, чтобы обеспечить чистоту в качествах, в привычках и в поведении. Эта Самскара способствует удаче (поддержке Законом Природы) и успеха в активности (деятельности).

14. СамаВартана-самскара – подготовка к жизни главы семьи (домохозяина, семьянина).

Эта Самскара совершается после окончания образования в возрасте около 24 лет (два по 12). Она отмечает переход от жизни ученика мастера (“обучающегося”, ‘брамхачарьи’) к жизни главы семьи (“домохозяина”, “семьянина”, ‘грихастхи’ {по английски – это ‘husband’ = ‘master of the house‘ = “глава дома”}). Выполняется церемония обета, во время которой ученик формирует Санкальпу (намерение, заявление обещание) соблюдать Принципы (Законы) и придерживаться Знания, которые ему дал его Гуру [Учитель]. ‘Сама‘ означает “уравновешенный”, “беспристрастный”, “самообращённый”; а ‘Вартана‘ означает “соблюдение”. Ученик (юноша, выросший и воспитанный из ребёнка) к этому времени уже достиг состояния осознания (просветления), которое позволяет ему смотреть на мир истинно — осознанно и пробуждённо. Весь мир для такого осознающего человека – как “единая семья” (‘Васудэва-Кутумбакам‘). После этой церемонии Гуру — Учитель Духа, “Духовный Учитель” — даёт ученику разрешение войти в этап жизни главы семьи (семьянина).

15. Виваха-самскара – для гармонии в супружеской жизни (“церемония бракосочетания”, “женитьба”).

Она должна быть совершена в очень хорошую Мухурта — в чрезвычайно благоприятный момент. Главная цель отношений мужчины и женщины – это усиление Рода мужчины, для этого нужно родить много сыновей, которые продолжат Род мужа — продолжат и укрепят традицию этой семьи в соответствии с её предками по мужской линии. При этой Самскаре [церемонии] старейшины (старшие мужчины) обоих семей и другие уважаемые люди общества садятся перед огнём (Агни), и все Дэваты становятся свидетелями союза (брака), в котором соединяются мужчина и женщина. При этой церемонии муж и жена делают шаги вместе, что сопровождается чтением важных Слов — Мантр.

16. Антйэшти-самскара – “окончание жизни тела” (церемония кремации после ухода Духа из тела).

Она должна быть выполнена сыном как можно сразу (желательно немедленно) после смерти. Хорошая Мухурта не требуется в таком случае. При этой Самскаре в виде церемонии кремации физическое тело, состоящее из 5 МахаБхут [ПервоЭлементов], возвращается в материальную природу, тоже состоящую из 5 МахаБхут. Эта Самскара помогает уходящему в другой мир Духу (Индивидуальному Сознанию, Индивидуальному “Я”, Атме)  продолжить свой Путь.

* * *

*** Шодаша-Самскара-16-шестнадцать-самскар ***Шестнадцать Самскар сопровождают человека на протяжении всей его жизни и помогают ему жить  по Высшим Принципам, то есть в согласии с Высшими (Божественными / Родовыми) Законами. Медитация, практикуемая каждый день, и действия в соответствии с Высшими Законами — это основа эволюции Духа.

16 Самскар приносят Свет Знания (осознание) в сферы, которые необходимы для жизни в согласии с Законами Духа (Бога/Рода).

 

.


 

Расчёт Мухурты – благоприятного времени для Самскары или иного важного действия.

.

(Всего: 791, сегодня 1)