⛳ Мухурта в Джйотиш – Ведическая Астрология выбора благоприятного времени для важных дел/начинаний.
Тимощук А.С. д.филос.н.
Датировка литературы Джйотиша
Джйотиш – это астрономо-астрологическая литература Древней Индии. Если в современной научной картине мира для астрологии не нашлось места, Джйотиш как прикладная ведическая дисциплина, всегда сочетал в себе как эмпирические методы позиционирования, наблюдения и описания, математические методы исчисления, а также психоаналитические методы интерпретации движения небесных тел в связи с состоянием сознания, поведением, биографией конкретного индивида или социальной группы. Определение возраста литературы Джйотиш находится в тесной взаимосвязи с определением возраста ведической литературы в целом, так как Джйотиш-шастра – это одна из Веданг, прикладных ведических дисциплин. Датировка ведической цивилизации и литературы упирается в проблему отсутствия древнеиндийской хронистики и историографии. Общеизвестно, что причиной тому является не так называемая отсталость Древней Индии, неразвитость её исторической науки, а особое восприятие времени и пространства:
– бытие многослойно и время течёт по-разному на каждом уровне;
– земной план бытия понимается как некоторый полигон отработки кармы и эволюции сознания;
Поэтому ценностью в индийском обществе обладали не описания конкретных событий, фактов, людей, а метаописания – Пураны, повествующие о богоявлении (аватары), деяниях героев, нравственном подвижничестве, духовном совершенстве[1]. Следует также отметить совершенно иной тип гносеологии ведического знания. Базисным значением в ней обладает шабда-прамана или свидетельство, получаемое в особой социальной «эстафете», то есть системе передачи зананий (парампара)[2]. Обычно главой этой парампары выступает праисторический предок (Ману, Брахма, Шива, Вьяса и др.), получивший эти знания как откровение в результате продолжительного подвижничества. Иные формы получения знания, такие как логический вывод или эмпирические факты, признаются несоизмеримыми для постижения смысла и формы существования мира.
Согласно шабда-прамана, продолжительность существования материальных вселенных ограничена различными циклами. Юга – это космическая эпоха, отмеченная определённым уровнем развития природы, а также социума в области религии, морали, науки, техники. Согласно ведической парадигме, космогенез осуществляется энтропийно, т.е. через рост меры неупорядоченности. Если сатья-юга (продолжительность 1728000 лет) характеризуется добродетелью и высоким жизненным потенциалом, то по мере наступления других эпох (трета-юга – 1296000 лет, двапара-юга – 864000, кали-юга – 432000 лет), хаос в системе увеличивается, продолжительность жизни уменьшается. Совокупность четырёх юг называется чатур-юга. Тысяча чатур-юг составляет кальпу или один день Брахмы, первого живого существа во Вселенной. В конце дня Брахмы происходит локальный конец света, а утром следующего дня жизнь зарождается снова. Всего Брамха живёт по земному исчислению 311 триллионов 040 миллиардов лет. Когда он умирает, наступает глобальный конец света.
Ведическая традиция доносит до нас, что наша вселенная – одна из самых небольших, ей управляет всего лишь четырёхголовый Брахма; для управлениями иными вселенными требуются Брахмы с сотни, тысячами и миллионами «процессоров». Все эти вселенные как мыльные пузыри выходят из пор тела Маха Вишну, спящего на первозданных водах океана причинности и существуют в период одного выдоха Маха Вишну. Когда он вдыхает, вселенные погружаются в его тело.
Это – тот пространственно-временной контекст, в котором воспитывались индийские интеллектуалы. Он принципиально отличается от эсхатологического контекста понимания хронотопа в авраамических религиях или даже логоцентричной античной истории. И первый и второй контекст слишком линейны чтобы стать платформой для понимания особенностей индийского исторического сознания.
Существуют два вида датировки – определение возраста формирования устной традиции и фиксация источника в письменных памятниках. Попытка привязать датировку того или иного текста к письму достаточно наивна; как если бы историки будущего стали определять возраст «Истории русской государства» В. О. Ключевского по выходу её на CD-ROM носителе.
Датировку Махабхараты, Рамаяны, Вед, пуран следует осуществлять на основании их собственного контекста. Не следует думать, что в прошлом люди не умели считать[3], были сказочниками или лгунами. Если у прошлого нет какой-то презумпции истинности, тогда как возможно настоящее и насколько может быть легитимно будущее?
Основной научной методологией определения древности ведических текстов считается лингвистика. Однако стремление М. Мюллера уложить всю ведическую литературу, начиная с Ригведы и кончая пуранами в несколько сотен лет, очень недальновидно[4]. Поэтому я предлагаю базироваться на методах палеоастрономии. Смысл этого метода заключается в современном позиционировании природных данных, указанных в произведении (затмения, равноденствия, местоположения планет, прохождение комет). Движение космических тел является достаточно точным и предсказуемым календарём. Так, например, местность Куннамкулам в Керале (Индия), где жил Арьябхатта, была определена в результате астрономического прочтения его работ. Благодаря фиксации солнечного затмения Фалесом в 585 г. до н.э. мы знаем о времени начала античной философии
Палеоастрономия позволила сверить начало Кали юги, текущей эпохи раздоров, которое пришлось на 18 февраля 3102 г. до н. э. Именно в этот день на меридиане города Удджейн в Индии семь небесных тел (Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце и Луна) не могли наблюдаться так как они расположились вдоль одной линии по противоположной стороне Земли в точке звезды Зета Писциум (Накшатра Ревати), а астрономический зенит (Раху) находился прямо над головой[5]. Согласно ведическим источникам, именно в этот момент Кришна покинул эту планету, а примерно 20 лет до этого состоялся разговор Кришны и Арджуны, во время которого была поведана Бхагавад-гита.
Эта и другая информация о расположении планет была собрана в Индии в астрономическом трактате ‘Сурья-сиддханта’. На основании материала о расположении планет, содержащемся в этой книге, можно сделать вывод, что астрономические наблюдения в Индии велись уже в 4300 г. до н.э. Причём эти данные не могли быть высчитаны позднее. К примеру, согласно Сурья-сиддханте, Накшатра Рохини (звезда Альдебаран) находилась во время весеннего равноденствия 3102 г. до н.э. в 40′ долготе. Современная астрономия даёт 13′, допуская возможность до 53′, учитывая ведические способы исчисления. Если бы брахманы пытались высчитать положение звезды Рохини в Средние века, то они бы допустили погрешность на 4° или 5° меньше указанного. Им также нужно было бы знать закон гравитации Ньютона и уметь решать дифференциальные уравнения. Поэтому известное положение звезды было результатом наблюдения. Существуют и другие два фактора, указывающие на древность индийской наблюдательной астрономии: это вычисление центра Солнца и угол кривизны эклиптики. Эти данные могли быть получены только 4500 лет до н.э[6].
Движения небесных тел, рассчитанные в Индии ещё 4500 до н.э. не отличаются даже на несколько минут от данных таблиц Кассини или Мейера. Индийские таблицы дают такие же положения Луны, которые были получены астрономом Тихо Браге в XVI в. Эти изменения не были известны ни арабским астрономам, ни звездочётам из Александрии[7].
Другим палеоастрономическим визиром, доказывающим древность ведических текстов, является прецессия равноденствий. Каждые 2 тысячи лет солнце восходит в день весеннего равноденствия в разных знаках зодиака. Сейчас – это зодиакальное созвездие Водолея, а две тысячи лет тому назад, это были Рыбы. Полный цикл совершается за 25,791 лет. Если проанализировать информацию в ведических источниках, то можно увидеть, как отличаются точки равноденствия. Согласно Риг-Веде весеннее равноденствие экватор и эклиптика пересекались в Накшатре Мригаширша – созвездии Ориона (4 тыс. лет до н.э.), Атхарваведа и Махабхарата – в Альдебаране (3100 тыс. лет до н.э.), Шатапатха-брахмана – в Накшатре Критика – Плеяды (2300 лет до н.э.). Каушитаки-брахмана, указывая время проведения фестиваля Маха-Шиваратри, помещает зимнее солнцестояние на новолуние месяца Магха, что сейчас происходит на 70 дней позднее, а это указывает на дату в первой половине 3 тысячелетия до н. э. Эти и другие упоминания зодиакальной позиции первого новолуния в сезон дождей (летнее солнцестояние) недвусмысленно указывают на многотысячелетнюю историю ведической литературы[8].
Парашара муни, автор центрального ведического астрологического трактата ‘Брихат-Парашара-Хора-Шастра’ (БПХШ) – внук легендарного мудреца Васиштхи и отец Вьясадевы, осуществившего структурирование ведической литературы. Парашара известен также как составитель Вишну-пураны. Это – основной текст для последователей вишнуизма. Так, в Рамануджа-сампрадайе, Парашара почитается как маха-бхагавата-вайшнав (великий поклонник Вишну). В первых строфах БПХШ, отвечая на вопросы Майтреи, Парашара излагает базовую космогонию, концепцию энергии и её источника (шакти и шактиман)[9].
Собеседник Парашары, мудрец Майтрея, известен тем, что присутствовал при изложении Уддхава-гиты, которая была поведана Уддхаве перед своим уходом из бренного мира в 3102 г. до н.э.
Ведическая астрология автономна в своём появлении и не является результатом влияния других источников, цивилизаций или учений. Так, БПХШ приводит названия и характеристики 12 «звёздных участков» (то есть ‘раши’, знаков сидерического зодиака): Меша, Вришабха, Митхуна, Карка, Симха, Канья, Тула, Вришчика, Дхану, Макара, Кумбха, Мина. Эти названия и характеристики не заимствованы ни у греков, чья астрология восходит к шумерам, ни у других систем. Доказательство тому – различия в значениях: Митхуна – это не близнецы, а мужчина и женщина; Дхану – не стрелец, а лук; Кумбха – не водолей, а кувшин; Макара – не козерог, а крокодил. Более того, наоборот Симха («лев») и Вришчика («скорпион») быть результатом заимствования греками из ведической астрологии в силу особенности фауны. Далее, существует много различий и в толковании характеристик знаков зодиака. Для ведической системы свойственно использование качеств (гун), деление на тамас, раджас и саттву не свойственно другим астрологическим системам.
Несомненно, в знаках щумерского и индийского зодиака есть параллели, однако к ним нужно относиться как к естественному результату одной небесной картины мира, к толкованию которой приходят разные народы. Иногда научные открытия делаются одновременно в разных местах как результат накопленного знания и прорыва в какой-то области за счёт усилий многих людей.
Существует глубокое различия в расположении двух зодиаков: ведического и «европейского». Точка отсчёта ведического зодиака (начало Меша-раши) привязана к Накшатре Ашвина (звезда Бета созвездия Овен, Шератан) и не меняется никогда. Тропический же зодиак, применяемый в т. н. западно-европейской астрологии, связывает начало зодиакального созвездния Овен с точкой равноденствия. Очевидно, что неподвижная (сидерическая) система раши (знаков зодиака) более точно отражает небесную картину.
Ведическая литература не списана с Библии, Одиссеи, Илиады или каких-либо других источников, она имеет автономное существование задолго до этих произведений. Аналогично этому, ведическая астрология – не результат заимствования. Это не делает разные системы астрологии несоизмеримыми культурными объектами, каждый из которых имеет свою ценность в культуре.
Shortlink for this post: https://vedavrat.org/?p=5385