“Статьи и лекции по Джйотишу [«Ведической астрологии»]” — Санджай Ратх.
Основа Джйотиша и Ведическая философия
Тысячемильное путешествие начинается с единственного шага.// Лао-Цзы
Творение
Создание Вселенной – это популярная тема, как в Ведической философии, так и в Ведической астрологии.
Парашара учит, что вся проявленная Вселенная – это всего лишь восьмая часть тела Нараяны. Размер непроявленного Нараяны бесконечен ; и точно так же, как деление бесконечности на любое число даёт в результате бесконечность, так размер проявленного аспекта Нараяны тоже бесконечен. Сущность абсолютного Нараяны – это Ниргуна, но часть Его аспектов-«энергий» проникает в виде трёх Гун в следствие Йог [связи] с тремя видами Шакти.
Санкаршана (Нила-Шакти, Тамас) развивается в Маха-Татву (в пять Татв – изначальных состояний физического мира), Прадйумна (Бху-Шакти, Раджас) развивается в Ахамкару (индивидуальность, эго), а Анируддха (Шри-Шакти, Саттва) развивается в Брахму (Ахамкара-мурти). Это символически можно показать в виде стебля лотоса (символа пуповины), растущего из пупка Гарбходакашайи (как Анируддхи). У этого стебля на вершине находится тысяча лепестков (подобно Сахасрара-Чакре – тысячелепестковой Чакре на вершине головы), это – местопребывание Брахмы. Стебель символизирует три Локи (плана бытия) или четырнадцать Лок в зависимости от контекста. Такие образы помогают избежать неправильных представлений.
В озникают споры о правильном моменте времени рождения. Это – или 1) Гарбха-Правэша , то есть выход ребёнка, или 2) Нади-шодхана , то есть перерезание пупка, или 3) Пратхама-родана , то есть первый крик ? Если мы знаем, что символ рождения – это образ Брахмы на пупке Гарбходакашайи, то точное время рождения – это момент обрыва пуповины, который и есть истинное рождение.
Ахамкара, в котором преобладает Раджас, далее развивается в трёх аспектах на основе преобладания одной из Гун. Большее количество Саттвы преобладает в Дэве (в рождённом от Саттвы, то есть от «совершенства»). Раджас («страсть») преобладает в Индриях: в пяти Гйана-индриях «чувствах, связанные со знанием – 1) запах, 2) вкус, 3) зрение, 4) слух и 5) осязание» + в пяти Карма-индриях «пяти первичных действиях – 1) речь, 2) хватание, 3) ходьба, 4) испражнение/очищение и 5) рождение». А Тамас («невежество») распространяется в Панча-Бхуты «пять состояний физического мира, названных 1) Агни – огонь/энергия, 2) Притхиви – земля/Твёрдое, 3) Джала – вода/жидкость, 4) Ваю – ветер/газообразное и 5) Акаша – эфир/вакуум».
Дхи (Высший Разум) входит в процесс творения через Ахамкару, и, помимо создания Танматр (пяти первоэлементов – Агни, Притхиви, Джала, Вайу и Акаша) и Индрий, также создаёт Манас (ум, сознание). Все эти творения активны, поскольку возникают от своих индивидуальных Шакти. Фактически, сам Ахамкара создан от Раджас-Прадйумны, и, в свою очередь, его творения тоже обладают таким свойством как соединение с целью создания активных элементов и тел, которые преимущественно раджасичны. Таким образом, все существа и живые тела созданы от Ахамкары.
Парам-Атма – это Пуруша; и Он – это Кала [время], то есть он управляет шестнадцатью принципами материального действия. Так развилось понятие Кала-Пуруши (олицетворение времени как аспекта Бога) и Бха-Чакры (зодиака) как небесных часов, которые не только представляют Каала-Пурушу, но также «раши» указывают качество времени. Кширодакашайи (Парам-Атма) распространяясь от ВасуДэвы/Гарбходакашайи в тело Брахмы ( через Саттвичную инкарнацию Анируддхи), затем входит в тело каждого живого существа, локализуясь в сердце (в лотосе). Аналогичным образом, Джива-Атма [индивидуальный Дух] тоже входит в тело и находится около Парам-Атмы в сердце . Парашара 18 говорит, что Парам-Атма присутствует во всех Дживах, то есть все живые существа обладают частью божественной искры в своих сердцах. Мощь этой искры указывает Парам-Атма-амшу. Сила собственно го индивидуально го Д уха называется ‘Джива-амша’.
Санкхья-Шастра содержит аналогичные описания (также говорит Капила Муни) о расширении Гарбходакашайи. Это учение отлично от фундаментального атеизма Санкхья-Шастры в Санкхья-Карика-Ишваракришна, автор которого – Капила. Капила Муни, легендарный основатель системы философии Санкхья19 , передал это знание Его матери, Дэвахути. Основное отличие – это точка зрения на Пурушу 1) как первичного творца (Кришна) или 2) как просто невовлечённого свидетеля эволюции Пракрити (Капила Муни в Санкхья-Карика-Ишваракришна).
Расширение ВасуДэвы основывается на двадцати пяти принципах (Таттвах). Первый принцип: Пуруша/ВасуДэва – источник развития – бросает взгляд на Пракрити (Шакти, персонифицированную Мать-Природу), возлежа на Карана-Сагаре (причинном океане). Пуруша обладает тремя формами20 на трёх уровнях развития: 1) Каранодакашайи, 2) Гарбходакашайи и 3) Кширодакашайи. На первом уровне выдох Каранодакашайи производит неисчислимые вселенные, которые начинаются в виде семени (точка) и расширяются, поскольку они плавают выше причинного океана. На втором уровне Гарбходакашайи входит в каждую из этих вселенных и взаимодействует с Пракрити в её трёх качествах, именуемых Гунами, чтобы создать, помимо прочего, интеллект (Дхи (Буддхи), называемый Маха, то есть «Великий»). Производное интеллекта – Ахамкара (самоосознание, «Я»).
Ахамкара взаимодействует с Нила-Шакти в Тамасе, производя Танматры (пять форм материального существования в элементарной форме). Танматра (элементарные тонкие проформы материи): Акаша – вакуум или эфир в зависимости от контекста, Вайу – газ, Джала – жидкость, Притхиви – Твёрдое тело, Агни – энергия. Пять форм грубой физической материи, названных Маха-Бхута, созданы от этих элементарных форм, под такими же названиями (поскольку принци-пиально не отличаются от них): Акаша, Вайу, Джала, Притхиви, Агни.
Ахамкара взаимодействует с Бху-Шакти в Раджасе, производя пять органов чувств, Гйана-индрия: слух, осязание, зрение, вкус и обоняние , а также пять органов действия, Карма-индрия: речь, хватание, ходьба, рождение и испражнение. Каждый из этих органов и чувств соответствует Танматре/Маха-Бхуте соответственно. Конечный продукт Ахамкары – это Манас (ум, сознание), который взаимодей-ствует с различными Гйаниндрия/Карминдрия и находится под влиянием Танматра/Махабхута, то есть сознание – это связь между чувствами и органами, которые находятся в постоянном взаимодей-ствии с элементарными и плотно-материальными формами.
Шакти
Шакти рассматривается как основная область развития и в этом смысле – как энергия (потенциал). Всевышний обладает двумя типами энергий – высшей, Духовной энергией и низшей, материальной энергией, которая проявляется «физически».
Духовная энергия классифицируется как внутренняя, промежуточная и внешняя.
Дева
Большинство искажает смысл слова ‘Дэва’ , приравнивая его к значению «Бог». В действительности, есть 33 Дэвы в приблизительно 330 миллионах форм. Слово произошло от корня ‘Дива’ , у которого есть десять значений22 :
Крида – состязающийся;
Виджигиша – завоевание;
Вьявахар – погоня;
Дйути – интеллектуальное вдохновение или блеск;
Стути – похвала;
Мода – удовольствие;
Мада – радостное настроение;
Свапна – сон;
Канти – великолепие;
Гати – направление, движение.
Эти понятия определяют цель Девы.
Джаймини определяет, что Деву / Девату указывает Граха [«планета»] Девата-Карака. Это третья Карака в последовательности (духовные потребности) после Атма-Караки (помогающей в определении Ишты / Иши , ведущего к освобождению от цикла перерождения) и Аматья-караки (поддерживающей в этом мире). Таким образом, Дева / Дэвата Гуру ведёт и показывает определённые присущие способности в этой жизни, показывает духовный путь, показывает то, что – главное для исполнения устремлений и тому подобное. Нирукта определяет Дэву как то, что 1) дарует преимущества (Данада), 2) освещает, просвещает (Дипанад) или 3) является источником такого знания или просвещения/просветления (Дютанад). Таким образом, перевод слова ‘Дева’ как «Бог» в принципе неправильный. Эта точка зрения полностью подтверждена в Айтрея-Брахмане, а также в Сатхапатха-Брахмане.
Сатхапатха-Брахмана 14.16:
катаме те траястримшат ити аштоу васавах | экадаша-рудра двадашадитьях та экатримшат | индрашчаива праджапатишча траятримшавити ||
«Говорим о тридцати трёх Дэвах, из которых восемь Васу, одиннадцать Рудр и двенадцать Адитйев (в сумме 31). Индра и Праджапати приводят их число до тридцати трёх»
1. Ашта-Васава (восемь Васу)
Сатхапатха-Брахмана 14.16:
катаме васаваити | агнишча притхви ча вайушчантарикшамчадитьяшча дйоушча
чандрамашча накшатрани чаите | васава аитишу хридам сарве васаянте таддйудидам сарве васаянте тасмад васава ити ||
Восемь Васу: 1) Агни, 2) Притхиви, 3) Вайу, 4) Антарикша, 5) Адитья, 6) Дйоу, 7) Чандрама и 8) Накшетра. Список может показаться несколько противоречивым, поскольку Адитйи были упомянуты отдельно , но здесь ‘Адитья ’ означает Сурья [Солнце], ‘ Чандрами’ означает Чандру [Луну], ‘Накшетра’ (‘Накшатра’) – лунные созвездия. Оставшиеся пять представляют состояния материи «Огонь – плазма/энергия, Земля – твёрдое состояние, Воздух – газ».
Эти восемь Васу формируют первичный источник просвещения для «Я». Они представляют основные качества, которые определяют каждое творение и его первоначальный источник просвещения, как определено в десяти целях Дэвы.
1. Апа – Джала-Таттва [жидкость];
2. Дхара – Притхиви-Таттва [Твёрдое тело];
3. Анила – Ваю-Таттва [газ];
4. Анала – Агни-Таттва [энергия];
5. Дхрува [«звезда-опора», полюс, то есть полярная звезда];
6. Акаша-Таттва – [пространство, вакуум];
7. Нираяна-Бхачакра [неподвижный Зодиак, то есть необходимость Айанамши];
8. Сома [Луна];
9. Пратюша [рассвет];
10. Сурья [Солнце] (порождающее ночь и день, то есть причина рассвета);
11. Лагна (асцендент, восток, то есть выражение «Я», основанное на рассвете);
12. Прабхаша (звёзды, сгруппированные в 27/28 накшатр).
Этот список важен в Джйотише, в которой определены объекты, участвующие в создании всех существ и, также объекты , управляющие через различные обстоятельства и действия. В эти объекты входят: 1) Сурья [Солнце], 2) Чандра [Луна], 3) накшатры и 4) Панча-таттва [пять состояний материи].
Таким образом, основа Джйотиша – это:
1. светила — Сурья [Солнце] и Чандра [Луна];
2. пять планет — Мангала [Марс], Буддха [Меркурий], Гуру [Юпитер], Шукра [Венера] и Шани [Сатурн], которые управляют пятью состояниями – энергии/плазмы — Агни, твёрдого состояния — Притхиви, эфира/вакуума — Акаша, жидкости — Джала — и газа — Вайу — соответственно]; и
3. 27 или 28 лунных созвездий — Накшатр.
Рождение подразумевает сотворение (создание, творение), и вышеописанный принцип – этот Саттвический принцип формирования рождённого (человека) или сотворённого воплоти.
Shortlink for this post: https://vedavrat.org/?p=14083
Здравствуйте,
можно купить книгу С.Ратха “Статьи и лекции по методической астрологии Джйотиш” и прислать в Беларусь?
Книга «Санджай Ратх “Статьи и лекции по Ведической астрологии”» в есть только в виде электронной версии (PDF-формат).
Можно получить ПДФ файл?
Здравствуйте! Меня зовут Роза Жусупова. Можно приобрести PDF-формат книги? Сколько стоит? Куда направить деньги? Благодарю.
Роза,
книга “Статьи и лекции по Ведической астрологии” — есть только электронная версия (PDF-файл).
Подробности по оплате написали Вам на email.
Интересует покупка этой книги.
Здравствуйте.
Интересуют книги Санджай Ратха.
Инна, добрый день.
Всю информацию по книгам отправили Вам на email.
здравствуйте,
как получить файл книги
Светлана, здравствуйте.
Книгу в электронном виде отправляем сразу после оплаты.
Информацию об оплате высылаем в письме на email.
Добрый день.
Подскажите, как можно получить книгу в формате pdf?
Благодарю.
Мария, ответили Вам в email.
Здравствуйте,
хотела бы купить электронную книгу Санджай Ратха «Статьи и лекции по Ведической астрологии Джйотиш».
Подскажите, какие действия.
Марина, благодарим за покупку.
Хотела бы приобрести электронную версию этой книги.
Евгения, добрый день.
Мы работаем, книги можно приобретать. Подробности по оплате отправили Вам на email.
Интересует данная книга. 🙂
Как можно ее приобрести?
Аля, благодарим. Вам ответит на email наша помощница.
Здравствуйте,
хотела бы купить электронную книгу Санджай Ратха «Статьи и лекции по Ведической астрологии Джйотиш».
Как это можно сделать?
Благодарим, Анна.
Мы ответим Вам на Ваш email-адрес.
Извините за задержку с ответом.
Здравствуйте!
Скажите, как приобрести книгу Санджай Ратх “Статьи и лекции по Джйотишу”?
Благодарим, Руслана.
Мы ответили Вам на Ваш email-адрес.
Можно прибрести данную книгу в электронном виде.
Благодарю.
Благодарим, Гульнара.
Мы пришлём Вам ответ на Ваш email-адрес.
Здравствуйте, а вы могли бы и мне прислать на почту как оплатить. Тоже хочу приобрести pdf.
Благодарю.
Премного благодарен.
Вам ответит моя помощница (Тамара).
Здравствуйте.
Хочу приобрести книгу.
// Ирина
Благодарим, Ирина.
Вам ответит моя помощница на Ваш email-адрес.
(Или напишите ей – org@ved.bz …)
Доброго дня!
Як придбати книги у PDF форматі?
Дякуємо, Яно.
Вам відповість моя помічниця на Вашу email-адресу.
(Або пишіть їй — org@ved.bz …)
Добрий день.
Як можна придбати цю книгу?
Дякую.
Ірино, дякую.
Вам відповість на email моя помічниця.
Або пишіть їй на email-адресу:
org@ved.bz