Упадеша-сутры махариши Джаймини – перевод и комментарии С.Ратха.

By Антон Михайлович Кузнецов
*** Упадеша-сутры махариши Джаймини - перевод и комментарии Санджай Ратх — Upadesha-sutras Maharishi-Jaimini Sanjay Rath ***

3.4.3. Потомство и беременности/зачатия можно проанализировать по 1-й и 5-й бхавам.

Комментарии: 1-я и 5-я бхавы [дома] от Арудха-Лагны (АЛ) и, кроме того, от Лагны/Саптамша-Лагны тоже можно исследовать для анализа способностей к рождению детей и зачатиям (1.4.23-31).

3.4.4-5. Снова найдите Арудха-Пады 3-й и 9-й бхав от Сурьи и 8-е бхавы от них.

Комментарии:

1) Нужно брать 3-ю и 9-ю бхавы [дома] от Сурья -раши [знака

Солнца] и определить их Арудха-Пады. Затем, нужно рассмотреть

8-ые бхавы от этих двух Арудха-Пад, чтобы подтвердить возможность зачатия.

2) Главный принцип заключается в том, что продолжительность

беременности от зачатия до рождения для людей равна 9 месяцам.

Следовательно, 9-я бхава от Сурья -раши [знака Солнца] и 7-я от этой

9-й (то есть 3-я) от Сурьи – основные раши, от которых нужно

определять Арудхи. 8-е бхавы (Айур, жизненная сила) от этих двух

Арудха-Пад определяют плодовитость «по рождению детей» владельца

карты рождения.

3.4.6. Если Буддха и Шукра занимают (эти 8-е бхавы от

Арудха-Пад), то зачатие маловероятно (то есть владелец

карты рождения бесплоден).

3.4.7. Если в 1-й или 7-й бхавах (от этих 8-х бхавах, указанных в сутре 3.4.5) находится Сурья , то зачатие маловероятно.

Комментарии: Таким образом, чтобы предсказать бесплодие,

Сурья [Солнце] должен быть в 2-й/8-й бхаве [доме] от Арудхи.

3.4.8. Если Сурья – в 12-й бхаве, то зачатие маловероятно.

3.4.9. Если Сурья – в 6-й бхаве, то зачатие маловероятно.

Комментарии: Это – продолжение по смыслу предыдущей сутры, в

которой рассматривается 12-я бхава [дом]. 6-я – это 7-я от 12-й.

3.4.10. Так исследуют зачатие / потомство по 3-й и 9-й от

Лагны (и Атма-Караки).

Комментарии: Арудха-Пады третьего и девятого домов от Лагны / Атма-Караки должны быть исследованы тем же самым способом, как

в сутрах 3.4.4-9.

Примечания переводчика: Кроме того, что сутры 3.4.6-9 указывают

комбинации в карте рождения, наличие которых говорит о проблемах

с репродуктивностью вообще; транзит Меркурия, Венеры и Солнца по

указанным знакам снижает вероятность зачатия ребёнка.

3.4.11. Когда Сурья идёт в транзите по Трикону к Дара-Паде,

то зачатие вероятно.

Комментарии:

1) Когда Сурья [Солнце] проходит по Трикона-раши к Дара-Паде,

то будет зачатие.

2) В этом отношении важен транзит Стхира-Карак Сурьи [Солнца] и

Шукры [Венеры] для мужской карты и Чандры [Луны] и Мангалы

[Марса] для женской.

Балабхадра (в книге Хора-Ратна), Шука-Джатака и остальные

рекомендуют для зачатия эти транзиты в Упачая -бхавах (3-й, 6-й, 10-й и

11-й) от Лагны мужских и женских карт.

Примечания переводчика: То есть для успешного зачатия в Упачая – бхавах должен быть Питри-Стхира-Карака для мужской карты

рождения или Матри-Стхира-Карака – для женской.

3.4.12. Если Сурья находится во 2-й бхаве, то есть опасность выкидыша.

Комментарии: Продолжительность периода времени, указанного в

сутре, – это приблизительно два часа, в 3-4 ночи при восходе Солнца в

6. В это время энергетический уровень суточного биологического

цикла человека самый низкий и связан со слабым Сурьей [Солнцем].

Поскольку именно Сурья – определяющий фактор успеха или

неудачи рождения ребёнка, то такое положение Сурьи указывает выкидыш.

3.4.13. Будет зачатие, если в Навамше Сурья находится в

одном раши с Кету.

Комментарии:

1) Слово `кетуамша’ в оригинале переводится как раши Навамши,

занятый Кету (см. также сутру 4.3.42), аналогично переводу слова

‘ лагнāмша’. Другой вариант перевода указывает Навамшу Меши

(согласно системе Катап ая ди-варга: ‘Кету’ = 61/12, остаток 1), что

согласуется с указаниями классических текстов, таких как Шука-

Джатака, где говорится, что Сурья [Солнце] должен быть

предпочтительно в собственной или экзальтированной Навамше. Точно

так же и Чандра [Луна], Мангала [Марс] и Шукра [Венера] получают

преимущество в собственной Навамше. Однако, Джаймини даёт

пример Гочара-системы [транзита], известный в ведической

астрологии как Бригу-Гочара: когда Сурья проходит по любому раши

и достигает в нём Навамши, занятой Кету, то он получает

функциональную экзальтацию, что даёт карте энергию и укрепляет всю карту.

2) Это применимо к мужским картам рождения.

3.4.14. Зачатие возможно с одиннадцатого до восемнадцатого дня от начала менструации.

Комментарии: Тримшамша Гуру [Юпитера] в нечётных раши

[знаках] занимает с 10° по18°, а в чётных – с 12° по 20°. Дословный

перевод этой сутры такой: «транзит Сурьи по этим градусам»

утверждает, что женщины могут зачинать детей только в эти восемь

дней в течение каждого месяца. Некоторые астрологи предлагают

использование Каулики. В нечётных раши Гуру не управляет никакими

Кауликами. То есть получается, что ни одна женщина не может

забеременеть, когда Сурья находится в нечётных раши?

Важное астрологическое правило: менструация может начаться в

любом раши [знаке], занятом Чандрой [Луной], когда он – в аспекте с

Мангалой [Марсом], поскольку Чандра управляет жидкостями

(кровью), а Мангала управляет огнём (Питтой). Если Чандра в это время

занимает АнУпачая -бхаву (1-ю, 2-ю, 4-ю, 5-ю, 7-ю, 8-ю, 9-ю или 12-ю) от

Лагны, только тогда возможно зачатие в течение этого «биологического

месяца» женщины. Если в начале месячных Чандра занимает Упачая -бхаву (3-ю, 6-ю, 10-ю или 11-ю), то зачатие невозможно. Далее, Сурья

[Солнце] проходит в своём транзите одну Тримшамшу (1°) за день «за

сутки»; и от начала менструации первыми пятью днями управляет

Мангала [Марс] (кровотечение); следующими 5 днями (с 6 по 10)

управляет Шани [Сатурн], что указывает формирование ткани, и при

этом вероятность зачатия очень низка.

Однако, следующими восемью днями (с 11 по 18) управляет Гуру

[Юпитер], и именно в течение этого периода возможно зачатие,

поскольку матка содержит полноценную яйцеклетку. Следующие 12

дней, которыми управляют Буддха [Меркурий] (7 дней) и Шукра

[Венера] (5 дней) показывают укрепление стенок и разрушение ткани.

Таким образом, фраза «Солнце в Тримшамше Гуру» в оригинале

означает восемь дней из одиннадцати в биологическом месяце, во

время которых женщина может зачать ребёнка. Вад ья натх (в книги

Джатака-Париджата, 3.17-18) утверждает, что зачатие бывает с 4-го по

16-й день после начала месячных.

3.4.15. Если Чандра в аспекте/соединении с Сурьей или

Адхана-Лагной (Лагной карты зачатия), то беременность

будет поддержана или будет зачатие.

Комментарии:

1) Другие тексты утверждают, что Сурья [Солнце] и Чандра [Луна]

во взаимном аспекте могут дать бесплодие.

2) Калйана-Варма (в книге Саравали) утверждает, что Чандра

[Луна] в Адхана-Лагне с благоприятными грахами [планетами] в 2-й,

4-й, 5-й, 7-й, 9-й или 10-й бхаве и с пагубными грахами в 3-й или 11-й

поддерживает беременность. Сурья [Солнце] в 12-й и Мангала

[Марс] в 4-й могут быть неблагоприятны. Естественно благоприятные

грахи или Сурья [Солнце] в соединении/аспекте с Адхана-Лагной

указывают лёгкую беременность.

3.4.16. Благоприятные грахи в 7-й бхаве показывают

нормальный рост плода.

Комментарии: 7-я бхава [дом] от Адхана-Лагны показывает

состояние пары во время полового акта. Присутствие в 7-й бхаве

благоприятных грах [планет] поддерживает нормальный рост плода; а

если присутствуют пагубные грахи, то это может помешать или даже

нарушить нормальный рост частей тела.

Конкретная поражённая часть тела показана Хорой и будет объяснена в сутре 3.4.54. Также возможны дефекты развития из-за поражённых грах, управляющих месяцами беременности, во время которых развиваются управляемые этими грахами органы/системы тела.

Например, если Шани [Сатурн] поражён и занимает 7-ю бхаву в карте

зачатия, то, управляя шестым месяцем, когда должны развиться конечности, Шани может указывать деформацию в конечностях (см. 4.3.100).

3.4.17. Шукра представляет сперму.

Комментарии: Шукра [Венера] представляет сперматозоид, который оплодотворяет яйцеклетку; поэтому для любых астрологических целей Шукра [Венера] – это Карака плода. Природа плода и его прошлое смотрят по Шукре [Венере]. ~~~ { Согласно ведической философской традиции воплощающаяся Атма сначала попадает в сперму и с ней входит в матку для обретения тела, согласно месту и моменту зачатия, определяемому кармическими заслугами данной индивидуальности. Таким образом, Венера – сигнификатор всего этого. }

3.4.18. Зачатие будет, когда Шукра (в транзите) аспектирует / соединяется с 5-й от Варнада-Лагны или в течение Варнада-Даши раши в Триконе к Шукре.

Комментарии:

Продолжительность жизни детей (и рождение детей) смотрят по 5-й

бхаве [дому] от Варнада-Лагны, также как от Варнады 5-й бхавы в Раши-карте.

Шукра [Венера] в транзите через эти раши [знаки] или

аспектирующая их поддерживает зачатие. Аналогично, «будет зачатие

во время» Варнада-Даши раши, занятого Шукрой [Венерой] или

Триконов к нему.

3.4.19. Чандра, занимающая или аспектирующая 5-ю бхаву

от Адхана-Лагны, поддерживает зачатие и успешную беременность.

3.4.20. Аналогично, Чандра в соединении / аспекте с

Адхана-Лагной приводит к успешным родам.

3.4.21. Если Чандра, Буддха или Шукра находится в Адхана-Лагне или 7-й, то плод растет без трудностей.

Комментарии: Аспект Буддхи [Меркурия], Гуру [Юпитера], Шукры

[Венеры] или Сурьи [Солнца] на Адхана-Лагну показывает

нормальное развитие Беременности. Развитие эмбриона зиждется на

состоянии грахи – правителя месяца, осуществляющего управление

развитием беременности «в течение этого месяца» (книга Саравали).

3.4.22-23. Когда Шани и Чандра соединяются в 4-й или 9-й

бхаве, то беременность будет прервана.

Комментарии: Калйана Варма в Саравали утверждает несколько

иное: если Чандра [Луна] и Шани [Сатурн] соединяются, когда Сурья

[Солнце] находится в 12-й, а Мангала [Марс] – в 4-й, то и мать и

ребёнок погибнут в течение беременности.

3.4.24. Выкидыш (указанный в предшествующей сутре)

происходит из-за воздуха, попадающего в матку.

3.4.25. Если в упомянутых местах находится Кету, то будет

кровотечение (то есть выкидыш). Сурья и другие пагубные

грахи в этих местах дают подобный результат (то есть выкидыш).

Комментарии: Слово `татра’ в оригинале указывает на предыдущую сутру, где объяснены результаты соединения Шани [Сатурна] и

Чандры [Луны] в 4-й или 9-й бхавах [домах] карты зачатия. Результат Кету

– это кровотечение, тогда как Мангала [Марс] в 4-й может даже убить

мать. Раху указывает смерть из-за переплетения «завязывания»

пуповины; Сурья [Солнце] указывает опасность для обоих (и наоборот,

Сурья в 3-й – это хорошо для беременности).

3.4.26. Сила грах в Двадашамше определяет качество спермы.

Комментарии:

Условия рождения не-человеческих существ даёт Вадьянатх (в

Джатака-Париджате, 3.1-10). Для рождения созданий (и растений, и

животных) в Двадаша-амше пагубные грахи должны быть сильны, а

благоприятные грахи слабы, что обеспечивает иные условия (по

сравнению с развитием человека, данные в следующей сутре).

Таким образом, «сперма» здесь просто символизирует источник

воспроизведения созданий, и тут слово не следует понимать

буквально; например, растения вместо спермы размножаются пыльцой.

3.4.27. Кроме того (см. предшествующую сутру), для рождения не-человеческого существа Лагна и Чандра должны быть в Вийони-раши.

Комментарии: Вийони-раши (не-человеческие знаки) – это Меша

[Овен], Вришабха [Телец], Карка [Рак], Симха [Лев], Вришчика

[Скорпион], первая половина Дхану [Стрельца], Макары [Козерога] и

Миины [Рыб]. Двадашамша Чандры [Луны] указывает природу

создания, поскольку представляет тело. Разновидность показана

грахой [планетой], влияющей на Лагну. Например, если все условия

удовлетворены, и Чандра находится в Двадашамше Вришабхи

[Тельца], то этим обозначено четвероногое животное. Если, кроме того,

Лагна – в аспекте с Шани [Сатурном], то указан буйвол и так далее.

3.4.28. Если Адхана-Лагна соединяется с Раху и Чандрой, то

родится храбрый ребёнок.

3.4.29. Если Раху и Чандра занимают (вместе) 3-ю или 11-ю

от Адхана-Лагны, то родится робкий ребёнок. Этим способом

можно предсказывать результат беременности.

3.4.30. Если Раху и Чандра в 7-й или 10-й или в Навамша-Лагне, то родится робкий ребёнок.

Комментарии: Принцип, лежащий в основе этих утверждений,

таков: нужно взять 9-ю бхаву [дом] карты зачатия в качестве Лагны

ребёнка при рождении. Таким образом, Раху и Чандра [Луна] в

Адхана-Лагне попадают в 5-ю бхаву от этой 9-й и дают очень храброго

ребёнка. В 3-й бхаве от Адхана-Лагны они дают эффект как в 7-й (от

9-й), поэтому должен родиться слабый ребёнок. Однако, Раху в Лагне

указывает, что гарантировано рождение ногами вперёд «наоборот»

или с запутавшейся пуповиной, также как в 10-й или 8-й бхавах.

3.4.31. Характер определяют по 11-й бхаве и по 9-й бхаве

(11-й от 11-й).

3.4.32. Характер также заметен по грахам в Навамша-Лагне

и их достоинствам (экзальтация, дебилитация и так далее).

3.4.33. Характер также заметен от 3-й, 5-й и 12-й (от

Навамша-Лагны).

Комментарии: Как продолжение предыдущих сутр, это означает,

что нужно судить о характере (ребёнка, который должен родиться) по

грахам [планетам] в Навамша-Лагне, 3-й, 5-й, 12-й (от Адхана-Лагны) и их силе.

3.4.34-35. Самая сильная граха (в естественном порядке

силы с Сурьи как самого сильного) в 7-й или 11-й бхаве

должна определить пол ребёнка.

Комментарии: Пол ребёнка определён 7-й или 5-й бхавой [домом]

от Адхана-Лагны, поскольку эти бхавы управляют половыми органами.

Самая сильная граха [планета] в этих бхавах (в естественном порядке

силы) должна определить пол.

3.4.36-37. Если граха (определенная как сильнейшая по

предшествующей сутре) – мужского пола, то должен быть

рождён мальчик, иначе должна родиться девочка.

Комментарии: Джаймини дал очень точный метод, посредством

которого люди могут планировать пол потомства. Другие методы,

аналогичные тому, который дал Вараха-Михира, основаны на

положении Лагны, Сурьи [Солнца], Чандры [Луны] и Гуру [Юпитера] и

могут только указать вероятность мальчика или девочки на основе

мужского или женского раши / амши.

Примечания: Метод Джаймини для планирования пола

ребёнка заключается в следующем. В момент испускания семени

(Адхана-Лагна) самой сильной планетой в 7-м и 11-м доме должна

быть мужская. Естественный порядок силы: Солнце, Луна, Венера,

Юпитер, Меркурия, Марс и Сатурн. Таким образом, если даже в 11-м в

Козероге – Марс в точке Учча (экзальтации), а в 7-м Венера – в Нииче, и

обе они без других планет, и если будет зачатие, то родится девочка.

Естественно, что для уверенного предсказания зачатия должны соблюдаться прочие условия: транзит Солнца по хорошим домам, например, Трикону к Дара-Паде, не «пустой» месяц у женщины (то есть не начало месячных), Луна в Анупачае и так далее.

3.4.38. Пример.

Комментарии: В следующем ниже примере в качестве правителя ребёнка взят Шани [Сатурн].

3.4.39. Если Шани соединён с Кету, то будет какое-то кровотечение или нарушение крови.

3.4.40. Если Шани соединён с Раху, то ребёнок будет очень тёмным (чёрным).

3.4.41. Если Шани соединён с Шукрой, то ребёнок тёмный.

3.4.42. Если Шани соединён с Гуру, то ребёнок светлый (желтовато-коричневый).

~~~ {Тут цвета применимы для индийц ей , естественный цвет кожи которых близок к коричневому. Поэтому «желтовато-коричневый» – это очень смуглый с нашей точки зрения, но для них «светлый». Для каждой нации следует делать поправку на среднестатистическую внешность. }

3.4.43. Если Шани соединён с Буддхой, то у ребёнка голубоватый оттенок кожи.

3.4.44. Если Шани соединён с Мангалой, то ребёнок красноватый или золотисто-жёлтый.

3.4.45. Если Шани соединён с Чандрой, то родится ребёнок

молочного оттенка.

3.4.46. Цвет может быть также определён (как светлый,

синеватый и так далее) по правителю Навамши.

Комментарии: Внимательное прочтение сутр 3.4.39-45 укажет, что

Шани [Сатурн], как правитель ребёнка, не имеет никакого отношения

к цвету кожи. Вместо этого определяющий фактор – это граха

[планета], соединяющаяся с Шани [Сатурн]. Можно провести

аналогию с сутрами 1.4.23-27, где используется тот же самый принцип:

если граха соединена с правителем ребёнка, то её результат должен

преобладать, если этот правитель ребёнка не в экзальтации /

дебилитации. Однако, для предсказания цвета, внешности и остальных

качеств ребёнка также может использоваться сутра 3.4.46: оттенок

кожи указывает правитель раши [знака] Саптамши, которую занимает

граха – правитель ребёнка. Определение цвета, данное Джаймин, соответствуют практике и может использоваться непосредственно.

3.4.47. Другой пример.

3.4.48. Момент (время) испускания спермы, которая оплодотворяет яйцеклетку, должен быть известен.

Комментарии: Джаймини обозначает Адхана-Лагну как момент

испускания семени.

3.4.49. Если пагубные грахи – в соединении / аспекте со 2-й

бхавой, то будет смерть ребёнка (то есть прерывание беременности).

3.4.50. Если в соединении/аспекте со 2-й бхавой – Шукра, то

будет рождение ребёнка (то есть успешное зачатие и роды).

3.4.51. Если 1) благоприятные или 2) пагубные грахи – в соединении/аспекте с 3-й от Варнада-Лагны, то предсказывают 1) увеличение или 2) уменьшение братьев/сестёр.

Комментарии: Варнада-Лагна используется для определения

продолжительности жизни. Если пагубные грахи [планеты] находятся в

Триконе к Варнада-Лагне (карты зачатия), то сама беременность

может быть в опасности.

3-я бхава от Варнада-Лагны указывает младших братьев/сестёр

зачатого ребёнка (которые должны родиться позже него). Когда с 3-й

соединяются / аспектируют благоприятные грахи, то будет больше

детей; тогда как пагубные грахи приводят к аборту/выкидышу.

Аналогично, родители видны по 4-й (мать) и 9-й (отец) от Варнада-Лагны, а уже живущие (старшие) братья/сёстры видны по 11-й бхаве.

3.4.52. Если Адхана-Лагна или Навамша-Лагна находится в

Миине или Вришчике, то должно быть рождение близнецов,

тройня и так далее.

Комментарии:

1) Адхана-Лагна или Навамша в Миине [Рыбах] или Вришчике

[Скорпионе] может дать рождение близнецов, тройни и так далее. Эта

сутра предполагает наличие силы Варнада-Лагны как в предыдущей сутре.

2) Вообще, для рождения близнецов в Раши-карте и в Варга-Амше

должен включиться двойственный раши [знак]. Соединение правителя

3-й бхавы [дома] с Лагнэшей тоже указывает рождение близнецов или

большего числа детей одновременно, в зависимости от числа

аспектирующих грах [планет].

3.4.53. Более сильная между 7-й и 11-й бхавой от Адхана-

Лагны, когда она поражена пагубными грахами, приведёт к

дефектам на основе Хор.

Комментарии: Сочетание 7-й и 11-й бхав [домов] уже

использовалась и в сутре 3.4.35.

3.4.54. Если благоприятные или пагубные грахи в 7-й/11-й

находятся в подвижном либо неподвижном раши, то они

защищают или поражают части тела на основе Хор от Меши.

Указываемые «ими» дефекты: косоглазие (Меша 1),

деформация губ (Меша 2), деформация носа (Вришабха 1),

деформация рта (Вришабха 2), деформация глаз (Митхуна 1),

проблема с волосами (Митхуна 2), проблема с зубами

(Карка 1), потеря конечностей (Карка 2), тусклые «слабые»

глаза (Симха 1), маленький рост (Симха 2), глухота (Канья 1),

короткие конечности и хорошая фигура (Канья 2),

непослушные волосы (Тула 1), дефект яичек/мошонки (Тула 2),

плохие ногти (Вришчика 1), неправильный ряд зубов

(Вришчика 2), раздутый пуп (Дхану 1), выпученные глаза

(Дхану 2), дефекты зрения (Макара 1), слепота (Макара 2),

искривление позвоночника (Кумбха 1), карликовость (Кумбха

2), благозвучный голос (Миина 1), слабая речь (Миина 2).

Комментарии: Эта сутра сама по себе несколько ошибочна,

поскольку Джаймини указал «дефекты» «признаки», которые проявятся

в каждой из двадцати четырёх хор, включая двойственные раши [знаки],

и, тем не менее, в начале он говорит только о подвижных и

неподвижных раши.

3.4.55. Этим способом должна быть установлена сила раши

для предсказания дефектов физического тела.

3.4.56. Слабый/поражённый раши, который аспектирует

Лагну или 2-ю бхаву, даст результат в течение беременности.

Комментарии и примеры для Пады 3.4

В этой главе Джаймини объясняет методы проверки репродуктивных

способностей и выбор времени зачатия. Здесь же даны подробности

анализа Адхана-Лагны, которую определяют как момент испускания

семени. Поскольку информацию о времени этого события трудно

получить, то вышеизложенные правила можно применять к 5-й бхаве

[дому] от Лагны, Навамша-Лагны и Саптамша-Лагны (родителей). В

Саптамше 5-я бхава должна быть принята в качестве Лагны первого

ребёнка, 7-я бхава – в качестве Лагны второго ребёнка и так далее для

мужской карты; для женской – 9-я, 7-я, 5-я, 3-я и так далее.

Способность к рождению потомства уже рассматривалась в паде

1.4, после которой были приведены некоторые примеры. Теперь нужно

исследовать случаи по применению сутр, данных в этой главе.

(Всего: 11,419, сегодня 4)

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126