Упадеша-сутры махариши Джаймини – перевод и комментарии С.Ратха.
2.4.11. Раши в Кендрах, Панапхарах и Апоклимах от Атма-Караки дают даши, по 9 лет каждая («система» которых называется Атма-Карака-Кендради-Даша).
Комментарии:
1. Джаймини дал здесь «в этой одной сутре» четыре типа Даша-систем:
1) Атма-Карака-Кендради-Раши-Даша;
2) Атма-Карака-Кендради-Граха-Даша;
3) Лагна-Кендради-Раши-Даша;
4) Лагна-Кендради-Граха-Даша.
Хотя последние три Даши не объяснены, но они подразумеваются.
2. Раши [знаки] в Кендрах (1-й/4-й/7-й/10-й) от Атма-Караки – это
первые четыре Махадаши; потом идут четыре раши-даши «последующих» бхав [домов] – 2-й/5-й/8-й/11-й; и, наконец, следуют раши
четырёх «предшествующих» бхав – 3-й/6-й/9-й/12-й (см. сутру 2.3.16).
3. Как и в Навамша-Даше, здесь «у обеих Атма-Карака-Кендради-Даш» максимальная продолжительность жизни – 108 лет. Однако, для
обеих Лагна-Кендради-Раши/Граха-Даш продолжительность периодов
– как в Чара-Даше.
2.4.12. Первая Махадаша (в системе Кендради Даша)
начинается с Кендры. Самая сильная Кендра, которая также
является нечётным раши, стартует даши.
Комментарии:
1) Из четырёх Кендра-бхав к Атма-Караке (или к Лагне), две будут
нечётными раши [знаками]. Нужно определить более сильный раши из
этих двух нечётных, согласно источникам силы (пада 2.3). Более
сильный раши даёт первую Махадашу.
2) Если Атма-Карака – в нечётном раши [знаке], то очерёдность
даш будет отсчитываться «прямо» зодиакально, если в чётном – в
обратном направлении. Таким образом, от найденного начинающего
нечётного раши даши таковы: 1, 4, 7, 10, 2, 5, 8, 11, 3, 6, 9 и 12 (по 9 лет
каждая); если Атма-Карака – в чётном раши, то последовательность
обратная: 1, 10, 7, 4, 11, 8, 5, 2, 12, 9, 6, 3.
2.4.13. Антардаши начинаются с раши, занятого правителем
начинающей Махадаши или 7-й от него.
Комментарии: Парашара говорит то же самое о начале
антардаш. Это же правило применимо ко всем Пхалита-Дашам и
нескольким Айур-Дашам.
2.4.14. Результаты будут зависеть от силы грахи — правителя даша-раши.
Комментарии: Раши, занятый правителем даша-раши, называется ‘Пака-раши’, а Арудха даша раши называется ‘Бхога-раши’.
2.4.15. Мандука-Даша начинается с Лагны или с Адарша-раши для Лагны, с того из них, который нечётный; последующие Махадаши будут каждым третьим раши.
Комментарии:
1) Раши [знак], начинающий Мандука-Дашу, определяется также ,
как и для Навамша-Даши (сутры 2.3.1-2 и Таблица 2.4). Некоторые
комментаторы переводят здесь ‘Адарша’ как «7-й дом для
двойственных знаков». Однако такая интерпретация совершенно
игнорирует указание, что эта Даша-система всегда начинается с
нечётного раши.
2) Порядок этих Махадаш зодиакальный, если Лагна – это нечётный
раши [знак], и обратный – если чётный. После прохождения шести
нечётных раши, очерёдность даш переходит ко 2-й бхаве [дому] от
начинающего раши и охватывает оставшиеся шесть чётных раши.
3) ‘Мандука’ значит «лягушка»; и такое движение – от первого к
третьему – называется ‘Мандука-гати’ – «прыжки лягушки» (‘Гати’ – «прыжок»).
Например, если Лагна – это Вришчика, то последовательность даш
начинается с Меши, но они сменяются обратно зодиаку: Меша [Овен],
Кумбха [Водолей], Дхану [Стрелец], Тула [Весы], Симха [Лев], Митхуна
[Близнецы] (нечётные раши закончились, переход к чётным), Миина
[Рыбы], Макара [Козерог], Вришчика [Скорпион], Канья [Дева], Карка
[Рак] и Вришабха [Телец].
4) Длительность раши-даш [периодов знаков] такая же, как в
Стхира-Даше, то есть 7 лет для подвижных раши, 8 лет для
неподвижных, 9 лет для двойственных.
2.4.16. Определите более сильную между Лагной / 7-й.
Нирьяна -Шула-Даша начинается с 8-й от найденной.
Комментарии: Нирьяна -Шула-Даша отличается от Шула-Даши,
объясненной Джаймини в предыдущей Паде (2.3). Нирьяна -Шула-Даша начинается с 8-го раши [знака] от более сильной бхавы из Лагны и 7-й бхавы, тогда как Шула-Даша – с более сильной из Лагной и 7-й.
2.4.17. Нирьяна -Шула-Даша, начинающаяся с нечётного раши, сменяется регулярно и зодиакально.
Комментарии:
1) Очевидно, что «наоборот» если начинающий раши [знак] – чётный, то Махадаши идут в обратном «противозодиакальном» направлении.
2) Парашара тоже говорит о прямом/обратном направлении
последовательности даш для нечётного / чётного раши [знака], начинающего Дашу, и добавляет, что продолжительности даша-раши
[периодов знаков] такая, как в Стхира-Даше, т. е. 7 лет для подвижных, 8
лет для неподвижных и 9 лет для двойственных раши. Это – ещё одно
отличие от Шула-Даши, где период каждой Махадаши – 9 лет.
2.4.18. Даши на основе тар (накшатр) можно изучить по
классическим текстам.
Комментарии: Существует множество классических работ, в
которых приведены значительно отличающиеся точки зрения на
различные Даша-системы: Калачакра-Дашу, Аштоттари-Дашу и так
далее. Даже популярная Вимшоттари-Даша обычно применяется
единственным способом, то есть считается от Джанма-накшатры
(занятой Луной при рождении), но существует много вариаций,
которые часто просто игнорируются.
Подробнее о применимости и вычислении модификаций Вимшоттари-Даши – в книге «Санджай Ратх: Статьи и лекции по Ведической астрологии Джйотиш».
2.4.19. Махадаши раши в Йогардха-Даше равные арифметическому среднему длительности Махадаш раши в Чара-Даше и Стхира-Даше.
Комментарии:
1) ‘Йога’ значит «соединение». Поэтому чтобы вычислить продолжительность Махадаши [периода] в Йогардха-Даше, складывают годы
продолжительностей «этого же раши», полученных для Чара-Даши и
Стхира-Даши, и делят сумму пополам.
2) Парашара: Раши-даши [периоды знаков] в Йогардха-Даше – это
среднее число от полученных для Чара-Даши и для Стхира-Даши для
рассматриваемого раши. Даша начинается с более сильного из
Лагны/7-й и их Адарша-раши; очерёдность Махадаш зодиакальная / обратная в зависимости от того, Лагна нечётная/чётная соответственно.
2.4.20. Йогардха-Даша начинается с более сильного из
Лагны или её Адарша-раши. Даша регулярная и зодиакальная,
если Лагна – нечётная, и обратная, если чётная.
Комментарии: Парашара придерживается того же мнения. Нужно
определить более сильную между Лагной и 7-й бхавой [домом]. Затем
найти адарша-раши (Таблица 2.4) для сильнейшей и сравнить силу
этой пары раши [знаков]. Сильнейший начинает Йогардха-Дашу.
Однако в Навамша-Даше и Мандука-Даше первым становится
сильнейший раши из Лагны/адарша-раши. Эти тонкие различия
следует отмечать и помнить.
2.4.21. Дриг-Даша начинается с 9-й бхавы; и раши, аспектирующие 9-ю, 10-ю и 11-ю (в таком порядке), составляют
последовательность даш. Очерёдность раши будет зависеть
от 9-го, 10-го и 11-го раши: вимсапада (нечётноногий) или самапада (чётноногий).
Комментарии:
Парашара тоже считает, что первая, пятая и девятая Махадаши
будут раши-дашами 9-й, 10-й и 11-й бхав [домов]. Последовательность
даш [периодов] начинается от 9-й бхавы, а следующие три даши – это
раши [знаки], аспектирующие его. Затем следует «маха»даша 10-й
бхавы [дома] и трёх аспектирующих её раши. И, наконец, идут 11-я
бхава [дом] и три раши, которые с ним во взаимных аспектах.
Следующий важный вопрос, – какой из трёх аспектирующих раши
[знаков] за каким следует, разъяснён в следующей сутре; хотя и здесь
подразумевается зодиакальное / обратное направление для
вимсапада / самапада соответственно.
2.4.22. Порядок следования даша-раши (в Дриг-Даше)
обратный для Симхи и Кумбхи, однако зодиакальный для
Вришабхи и Вришчики.
Комментарии: Указание на Самапада-природу Симхи [Льва] и
Кумбхи [Водолея] влечёт и следствие – обратный порядок очерёдности.
Например, если Симха – это 9-я бхава [дом], то он начинает Дриг-
Дашу, а Меша [Овен], Макара [Козерог] и Тула [Весы] будут
следующими тремя (Симха – исключение, поэтому очерёдность раши
[знаков] против зодиака). Или, например, если Вришабха [Телец] – в
9-й, 10-й или 11-й, то за ним следуют Махадаши Карки [Рака], Тулы
[Весов] и Макары [Козерога] в именном таком порядке (поскольку
Вришабха – это исключение, поэтому очерёдность по зодиаку).
2.4.23. Расчёт очерёдности даша-раши (в Дриг-Даше) такой
же для двойственных раши (как для подвижных).
Комментарии:
1) Здесь Джаймини выделяет и разъясняет термин ‘пада’, используемый в сутре 2.4.21, как термин обозначающий ‘Вимсапада’ или ‘Самапада’.
В этой сутре он подтверждает, что для подвижных и двойных раши
[знаков] «в 9-й, 10-й, 11-й», нечётные раши – это нечётноногие
(‘Вимсапада’) раши «направление по зодиаку», а чётные раши – это
чётноногие (‘Самапада’) раши «противозодиакальное направление».
В то время как для неподвижных раши (предшествующая сутра), в
схеме Вимсапада/Самапада, нечётные раши – это чётноногие, а
чётные раши – это нечётноногие «то есть неподвижные раши – это
исключение, и их направление обратно общему правилу для
подвижных и двойственных».
2) Мнение Парашары об очерёдности Дриг-Даши совершенно
другое. Для подвижных раши [знаков] в 9-й/10-й/11-й аспектирующие
раши всегда следуют против зодиака, для неподвижных раши –
зодиакально, а для двойственных – зодиакально для нечётных и обратно
для чётных. Возможность разобраться с подобным различием мнений
титанов Ведической астрологии – вне возможностей этой книги.
2.4.24. Трикона-Даша начинается с более сильной из 1-й, 5-й и 9-й бхав.
Комментарии:
1) Трикона-Даша – ещё одна система Пхалита-Даш и отличается от
Нар ая на-Даша (сутра 2.4.10) начинающим раши и очерёдностью.
2) Парашара: Трикона-Даша начинаются с Лагны, 5-й или 9-й бхавы,
какая сильнее; продолжительность Махадаш [периодов] – такая же,
как в Чара-Даше. После прохождения Трикона от начинающего раши
[знака], последовательность даш идёт ко 2-й бхаве от начинающего
раши и по Трикону к этой 2-й бхаве, и так далее. Последовательность
даш – зодиакальная / обратная – зависит от Лагны в нечётном / чётном
раши. Нар ая на-Даша (сутра 2.4.10) после Трикона-раши идёт к 10-й
бхаве (вместо 2-й).
2.4.25. Результаты должны анализироваться по Двара-раши и Бахья -раши.
Комментарии: См. сутры 2.4.2-3.
2.4.26. Результаты (ТРИКОНА-ДАШИ и других ПХАЛИТА-ДАШ)
видны по 1-й, 9-й, 3-й и 7-й бхавам от даша-раши.
Комментарии: Есть множество принципов и правил о
применимости и использовании Пхалита-Даш, которые Джаймини
рекомендует изучить по классическим текстам.
Shortlink for this post: https://vedavrat.org/?p=14053
Здравствуйте,
я хотела бы купить книгу Санджай Ратх “Джаймини-сутрам Джаймини Махарши”,
есть ли она в наличии, пересылаете ли в Австралию?
Спасибо, Татьяна
Татьяна, добрый день.
Книга Санджая Ратха “Джаймини-сутрам Джаймини Махарши” есть в наличии. Отправляем книги по всему миру.
Подробнее про заказ книг отправили Вам в письме.
Добрый день!
Какая стоимость книги?
Здравствуйте,
можно приобрести Упадеша-сутры в переводе Саджая Ратха?
Ольга, здравствуйте. Книга С.Ратха “Джаймини-сутры” стоит 31$. Подробности о покупке и оплате книг ответили Вам в email.
Добрый день,
хотела бы купить книги: “Брихат-Парашара-Хора-Шастра” и Санджая Ратха “Джаймини-сутры Джаймини-Махарши”.
Пересылаете в Эстонию?
Прошу ответить.
Алла
Алла, здравствуйте. Книги рассылаем по всему миру. Подробнее ответили в email.
Добрый вечер,
хотела бы купить книгу — Санджай Ратх “Джаймини-сутры Джаймини Махарши”.
Добрый день!
Мне бы хотелось приобрести книгу Санджай Ратх «Джаймини-сутры».
Здравствуйте.
Мне бы хотелось приобрести книгу “Джаймини-сутры” С.Ратха.
Пришлите, пожалуйста, информацию по цене и условиям доставки.
Заранее спасибо.
Благодарим, Варвара.
Мы пришлём Вам на Ваш email-адрес.
Здравствуйте. 🙏
Скажите, нам нужны две книги “Упадеша-сутры” махариши Джаймини – перевод и комментарии С.Ратха.
Как их можно купить?
Степан, благодарю.
Напишите моей помощнице на email-адрес:
org@ved.bz