Упадеша-сутры махариши Джаймини – перевод и комментарии С.Ратха.
Адхьяя 2 / Пада 3
2.3.1. Когда Лагна – это нечётный раши, то Навамша-Даша
начинается с него.
2.3.2. Когда Лагна чётная, то Навамша-Даша начинается с
Адарша-раши.
Комментарии:
1) Навамша-Дашу не следует путать с другими Даша-системами в
Навамше (D-9). Здесь речь идёт об Айюр-Даше (показывающей
длительность жизни и здоровье), применимой для всех карт рождения
людей, с принятой максимальной продолжительностью жизни в 108
лет. Когда Лагна – это нечётный раши [знак], Даша
(последовательность периодов) начинается со Лагна-раши
[асцендента], а когда Лагна –чётный раши, то Махадаши начинаются с
раши Адарша. Адарша – это другой раши, принадлежащий
правителю Лагны, если правитель – не светило и не Шани [Сатурн] «для
Сурьи , Чандры и Шани Адарша-раши определяется особым
способом».
Таблица 2.4: Пары Адарша-раши
12. Миина [Рыбы] 9. Дхану [Стрелец]
1. Меша [Овен] 8. Вришчика [Скорпион]
2. Вришабха [Телец] 7. Тула [Весы]
3. Митхуна [Близнецы] 6. Канья [Дева]
4. Карка [Рак] 11. Кумбха [Водолей]
5. Симха [Лев] 10. Макара [Козерог]
Примечание 1: Стрелка указывает раши [знаки], которые взаимно
‘ Адарша’, то есть взаимно во фронтальном аспекте (ещё о
применимости см. сутры 4.2.5-6).
Примечание 2: Для удобства запоминания можно отметить, что
Адарша-раши всегда принадлежат одной грахе [планете], кроме
светил и Шани [Сатурна]. Таким образом, например, Миина [Рыбы] и
Дхану [Стрелец] – во взаимном отношении ‘Адарша’ друг к другу,
поскольку оба управляются Гуру [Юпитером]. Эти пары также
называют ‘Саммукха-раши’.
Например, если Лагна – это Канья [Дева], то Навамша-Даша
начнется с Митхуны [Близнецов]. Эти Махадаши [периоды] всегда
постоянны, продолжительностью по 9 лет каждая и сменяются по
естественному «прямому» направлению зодиака.
2) Некоторые авторы под термином ‘Адарша’ подразумевают 7-ю
бхаву [дом] для двойственных раши [знаков] и используя принцип
Абхимукха для всех остальных раши. Однако, использование
Абхимукхи не удовлетворяет условиям сутр, когда Навамша-Даша
должна начаться с нечётного раши. Поэтому принцип Адарша более распространен.
Таблица 2.6. Абхимукха-раши
1. Меша [Овен] 8. Вришчика [Скорпион]
2. Вришабха [Телец] 7. Тула [Весы]
3. Митхуна [Близнецы] 9. Дхану [Стрелец]
4. Карка [Рак] 11. Кумбха [Водолей]
5. Симха [Лев] 10. Макара [Козерог]
6. Канья [Дева] 12. Миина [Рыбы]
2.3.3. Периоды СТХИРА-ДАШ составляют семь, восемь и
девять лет для подвижного, неподвижного и двойственного
раши соответственно.
2.3.4. Стхира-Даша начинаются с раши, занятого Брахмой.
Комментарии:
1) После Шула-Даши и Навамша-Даши Стхира-Даша – это
следующая по важности Айур-Даша. Последовательность Даши
начинается с раши [знака], занятого грахой [планетой] Брахмой.
Подвижные, неподвижные и двойственной раши дают 7, 8 и 9 лет
продолжительности «махадаши» соответственно.
2) Парам-Айус [максимальная продолжительность жизни] этой
Айур-Даши «Стхира-Даши» равна 96 годам.
2.3.5. Источники силы излагаются.
Комментарии:
Есть разные методы вычисления силы раши [знаков] и грах [планет]. Большинство текстов даёт для этой цели громоздкие математические модели. Однако Джаймини упростил вычисление так, что относительная сила двух раши [знаков] может быть легко оценена. Мудрец обучает знанию четырёх источников силы для раши. Если иное не определено (в рассматриваемом методе, требующем сравнения сил раши/грах), то правила используются « применяются » последовательно, в порядке сутр с 2.3.6 по 2.3.17.
Важно отметить, что источники силы базируются на принципе
исключения. Например, когда сравниваются два раши [знака], не
следует применять все правила. Допустим, если один из
сравниваемых раши занят Атма-Каракой, то он – самый сильный из
всех «сравниваемых», пусть даже в каком-то из них находятся все
остальные грахи [планеты]. В примерах ниже эти правила
использованы для нескольких карт, изучение которых даст
необходимый практический опыт.
2.3.6. Первый источник силы – присутствие в раши Атма-Караки.
2.3.7. В случае, если оба не заняты Атма-Каракой, то
соединение «присутствие» в одном из них большего
количества грах указывает более сильный раши.
2.3.8. Если в обоих «раши» – равное число грах, то
состояние «достоинство» грахи, такое как экзальтация,
СВАКШЕТРА и подобное, делает раши более сильным.
2.3.9. Если всё ещё оба «раши» одинаково сильны, то
естественный приоритет силы (то есть двойственный раши
сильнее неподвижного, а подвижный раши слабее их) даёт
преобладание «силы».
Комментарии: Некоторые авторы говорят, что в этой сутре речь идёт
о естественной силе грах [планет]. Однако из контекста очевидно, что
следует сравнивать естественную силу именно раши [знаков].
2.3.10. Если оба не заняты, то раши, чьим правителем
является Атма-Карака, более сильный.
Комментарии: Если упомянутые до этой сутры факторы равны, то
нужно найти более сильного из правителей раши [знаков]. Если Атма-Карака – правитель одного из них, то этот раши более сильный. Если ни
один не принадлежит Атма-Караке, то следует применять
нижеследующую сутру.
2.3.11. В случае если ни одним из раши не управляет Атма-
Карака, то раши, чей правитель прошёл больше градусов (от
начала раши), более сильный.
2.3.12. Если обеими раши управляет одна граха или если у
их правителей равная долгота «от начала раши», то нечётный
раши сильный, если его правитель находится в чётном раши, а
чётный раши сильный, если их правитель находится в
нечётном раши.
2.3.13. Таким образом, определяется первый источник силы.
2.3.14. Второй источник силы раши – это соединения / аспекты правителя, Атма-Караки, Гуру или Буддхи.
Комментарии: В некоторых случаях (Чара-Даша, Падакрама-Даша
или Навамша-Даша) используется исключительно только второй
источник силы. Вообще, вторые признаки используют только в случае,
если по первым не удалось определить один из раши [знаков] как
более сильный.
2.3.15. Третий источник основан на положении правителя раши.
2.3.16. Правитель раши 1) в Кендре, 2) в Панапхаре, 3) в Апоклиме от Атма-Караки – сила будет пропорционально уменьшаться.
Комментарии:
1) Таким образом, если правитель раши [знака] занимает Кендра-бхаву (1/4/7/10) от Атма-Караки, то раши более сильный, чем другие, чьи правители находится в Панапхара-бхавах (2/5/8/11). Раши, чей правитель находится в Апоклима-бхаве (3/6/9/12) от Атма-Караки,
самый слабый по сравнению с двумя предыдущими «то есть по
сравнению с раши, чьи правители в Кендрах и Панапхарах».
2) Этот источник силы используется в Лагна-Кендради-Граха/Раши-Даше, Атма-Карака-Кендради-Граха/Раши-Даше и так далее.
2.3.17. Четвёртый источник силы раши – это соединения / аспекты пагубных грах.
Комментарии: Аспект/соединение пагубной грахи [планеты] или
раши [знака], принадлежащего естественно пагубной грахе, делает
рассматриваемый раши более сильным «способным» причинять зло,
чем другой раши, без аспекта пагубной грахи. Этот источник силы
используется исключительно в Айур-Дашах (здоровье,
продолжительность жизни) владельца карты рождения и его близких.
2.3.18. Более сильная из Лагны и 7-й бхавы начинает
последовательность Шула-Даши.
Комментарии: Шула-Даша отсчитываются от Лагны или 7-й бхавы
[дома] – от той, что более сильна из них. В этой Даша-системе
последовательность всегда зодиакальная «прямая». Для человеческой
карты рождения Махадаши длятся 9 лет каждая.
2.3.19. Более сильная из 9-й и 3-й бхав начинает Шула-Дашу отца.
Комментарии: Поскольку 9-я бхава [дом] представляет отца, то
согласно предыдущей сутре от 9-й рассматриваются 1-й и 7-й раши
[знаки], то есть 9-я и 3-я бхавы.
2.3.20. Более сильная из 4-й и 10-й начинает Шула-Дашу матери.
Комментарии: Перевод Нилакантой слова ‘Адарша’ как
‘ Абхимукха’ не приемлем и полностью вне контекста и принципа, на
котором основано правило для начала отсчёта Шула-Даш
родственников.
2.3.21. Более сильная из 3-й и 9-й начинает Шула-Дашу младших братьев.
Комментарии: Это должно использоваться для всех младших: и братьев, и сестёр.
2.3.22. Более сильная из 5-й и 11-й начинает Шула-Дашу
сестёр и детей.
Комментарии: Мудрец использует 5-ю бхаву [дом] и для сестёр, как
3-ю от 3-й. Однако 5-ю бхаву следует использовать только для детей.
2.3.23. Более сильная из 11-й и 5-й запускает Шула-Дашу
старших братьев и сестёр.
Комментарии: 11-я бхава [дом] – бхава старших братьев/сестёр и друзей.
2.3.24. Все родственники по отцу управляются той же самой
Шула-Дашей, что и Шула-Даша отца (см. сутру 2.3.19).
2.3.25. Все родственники по матери управляются той же
самой Шула-Дашей, как для матери (см. сутру 2.3.20).
Комментарии:
1) Сутры 2.3.18-25 указывают различные Шула-Даши для самого
рождённого, его братьев, отца, матери, родственников, супруги и так
далее. Суть используемого принципа: Шула-Даша всегда начинается
с 1-го или 7-го раши [знака] от соответствующей бхавы [дома]
рассматриваемого родственника.
Например, 5-я бхава [дом] соответствует детям. Следовательно,
Шула-Даша для детей начинается с 5-й или с 11-й (7-й от 5-й).
Аналогично, если вопрос касается животного или служащего
«слуги», то должна использоваться Шула-Даша от 6-й бхавы (с 6-й или 12-й).
2) Примеры использования Шула-Даша даны после пады 2.2.
2.3.26. Брахма-Даша начинается с раши, занятого Брахмой;
периоды сменяются зодиакально, если начало – это нечётный
раши. Продолжительность даш Брахма-Даши отсчитывается
от рассматриваемого раши до раши, занятого правителем 6-й от него.
Комментарии:
1) Брахма-Даша – ещё одна Айур-Даша, упоминаемая Джаймини.
Рассчитывая Брахма-граху, следует помнить, что она должна занимать
нечётный раши [знак]. Только в исключительных случаях, когда все
подходящие грахи [планеты] находятся в чётных раши, то Брахма-граха
выбирается из грах в чётных раши.
2) Период Брахма-Махадаши любого раши [знака] (в годах) равен
числу раши между Даша-раши и правителем 6-й бхавы [дома] от Даша-раши.
Например, если восходит Симха [Лев], а Брахма-граха находится в
Туле [Весах], то смена Раши-даш [периодов знаков] будет регулярная
«подряд» и зодиакальная «прямая», начиная с Тулы [Весов]. 6-я бхава
[дом] от Тулы – это Миина [Рыбы]; и если его правитель Гуру [Юпитер]
находится в Митхуне [Близнецах], то Махадаша Тулы продлится восемь
лет: счёт от Тулы до Митхуны минус один.
2.3.27. Если Брахма находится в чётном раши, то Брахма-Даша начинается с 7-й бхавы от Брахмы, а порядок даш идёт обратно зодиаку.
Комментарии: И в этом случае метод расчёта продолжительности даш такой же.
2.3.29. Смена раши в Чара-Даше (начинающейся с
Лагны/7-й бхавы) зависит от раши в 9-й бхаве – нечётноногий
(‘ вимсапада ’) или чётноногий (‘ самапада ’).
Комментарии: Чара-Даша – это одна из Пхалита-Даш. Она всегда
регулярная «последовательная». Она начинается от более сильной
бхавы [дома] между Лагной и 7-й бхавой. Если раши [знак] в 9-й бхаве
(считая зодиакально) – нечётноногий ( ‘вимсапада’ ), то даши будут
сменяться «прямо» зодиакально, а если чётно-ногий ( ‘самапада’ ), то – в обратном направлении.
2.3.30. Кету – благоприятен.
Комментарии: Для большинства вышеупомянутых целей, включая
Чара-Дашу и так далее, Кету – это первая из благоприятных грах
[планет], поскольку Кету всегда – в оппозиции к Раху, который
затмевает Сурйу [Солнце]. Кроме того, Кету – это одна из Карак
УпаПады (Арудхи 12-й бхавы) и не должен занимать 2-ю бхаву
(Марака-бхаву) от УпаПады. В течение Даши [периода] раши [знака],
занятого Кету, происходит брак и будут другие благоприятные результаты.
Shortlink for this post: https://vedavrat.org/?p=14053
Здравствуйте,
я хотела бы купить книгу Санджай Ратх “Джаймини-сутрам Джаймини Махарши”,
есть ли она в наличии, пересылаете ли в Австралию?
Спасибо, Татьяна
Татьяна, добрый день.
Книга Санджая Ратха “Джаймини-сутрам Джаймини Махарши” есть в наличии. Отправляем книги по всему миру.
Подробнее про заказ книг отправили Вам в письме.
Добрый день!
Какая стоимость книги?
Здравствуйте,
можно приобрести Упадеша-сутры в переводе Саджая Ратха?
Ольга, здравствуйте. Книга С.Ратха “Джаймини-сутры” стоит 31$. Подробности о покупке и оплате книг ответили Вам в email.
Добрый день,
хотела бы купить книги: “Брихат-Парашара-Хора-Шастра” и Санджая Ратха “Джаймини-сутры Джаймини-Махарши”.
Пересылаете в Эстонию?
Прошу ответить.
Алла
Алла, здравствуйте. Книги рассылаем по всему миру. Подробнее ответили в email.
Добрый вечер,
хотела бы купить книгу — Санджай Ратх “Джаймини-сутры Джаймини Махарши”.
Добрый день!
Мне бы хотелось приобрести книгу Санджай Ратх «Джаймини-сутры».
Здравствуйте.
Мне бы хотелось приобрести книгу “Джаймини-сутры” С.Ратха.
Пришлите, пожалуйста, информацию по цене и условиям доставки.
Заранее спасибо.
Благодарим, Варвара.
Мы пришлём Вам на Ваш email-адрес.
Здравствуйте. 🙏
Скажите, нам нужны две книги “Упадеша-сутры” махариши Джаймини – перевод и комментарии С.Ратха.
Как их можно купить?
Степан, благодарю.
Напишите моей помощнице на email-адрес:
org@ved.bz